• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в НИУ ВШЭ

Распоряжение правами на РИД даст дополнительный источник доходов

© Высшая школа экономики

Коммерциализация результатов исследований и разработок является ключевым вектором развития НИУ ВШЭ как одного из лидеров создания нового научного знания и развития технологий для российской экономики. Вопросы оценки готовности к выводу на рынок и потенциала развития своих продуктов обсудили участники практического обучающего семинара «Коммерциализация исследований и разработок университета».

Организаторами мероприятия выступили Центр коммерциализации разработок и трансфера технологий (ЦКРТТ) и Школа инноватики и предпринимательства (ШИП). Эксперты поделились с сотрудниками Вышки опытом оценки потенциала коммерциализации и трансфера технологий в университете, отработали с участниками семинара алгоритм разработки продукта и вывода его на рынок.

Антон Яновский
Антон Яновский
© Высшая школа экономики

Директор ЦКРТТ Антон Яновский подчеркнул в своем докладе, что количество результатов интеллектуальной деятельности (РИД), правообладателем которых выступает университет, и доходы от распоряжения правами на них являются свидетельством практической значимости научных проектов.

«На сегодняшний день ВШЭ поставила перед собой план — к 2030 году увеличить показатель по доходам от распоряжения правами на РИД до 150 млн рублей», — рассказал техноброкер и призвал не бояться заниматься коммерциализацией своих исследований.

Согласно действующему в ВШЭ регламенту, авторы разработок получают доходы от продаж своих продуктов. Для этого в университете есть «профессорская» привилегия и появилась недавно «предпринимательская». Первая закрепляет долю автора в размере 30% от доходов, если продукт продается или лицензируется при участии университета. Второй режим введен с октября 2023 года. Согласно ему команда проекта, включая авторов, получает до 90% доходов от продаж продуктов или услуг, при создании которых используются права на РИД, закрепленные ранее за университетом. Условием получения этой льготы является реинвестирование средств в развитие продукта или последующие разработки.

Андрей Цымбал
Андрей Цымбал
© Высшая школа экономики

Старший преподаватель ШИП Андрей Цымбал в докладе осветил вопросы управления проектами по коммерциализации.

Заместитель директора ЦКРТТ Ольга Пятаева обратила внимание участников на нюансы разработки продуктов на основе РИД, включая жизненный цикл продукта и вывод его на рынок. Она разъяснила на примерах, как оценить заинтересованность со стороны рыночных потребителей и определить финансовую реализуемость бизнес-концепции, а также уровень готовности и потенциал развития своего продукта. 

Вторая часть семинара была посвящена отработке практических инструментов и поиску траекторий коммерциализации результатов исследований и разработок. Участники научились формировать концепции продукта на основе использования результатов НИОКР, выявили барьеры коммерциализации своих продуктов и оценили доходы от лицензирования с применением режима «предпринимательской» привилегии совместно с внутриуниверситетской мерой финансовой поддержки. Пять команд по итогам групповой работы представили презентации, которые станут основой для дальнейшей успешной работы в направлении коммерциализации их проектов.

© Высшая школа экономики

Алина Ли, менеджер проекта «Лингвотест»:

— Коллеги из ЦКРТТ и ШИП помогли нам спланировать, в какой последовательности необходимо формировать партнерскую сеть для нашего продукта. Уже сейчас нами зарегистрирован товарный знак, и права на все тесты оформляются за НИУ ВШЭ. Таким образом, права на их использование в регионах университет сможет передавать партнерам по лицензии для последующего издания и публикации, как, например, уже произошло с ключевым партнером проекта по учебно-методическому сопровождению АО «Издательство “Просвещение”».

Дарья Мальцева, руководитель проекта Bib-eLib:

— В ходе групповой работы совместно с экспертами ЦКРТТ нам удалось посмотреть на свой проект совершенно с другого ракурса. Мы сформировали первое понимание, как будет выглядеть наш будущий продукт, смогли оценить возможный коммерческий потенциал, а также просчитать финансовые требования для нашего проекта на 2024 год. В заключение хочу подчеркнуть, что вся наша дальнейшая работа будет строиться не только в области развития научной составляющей, но и в разрезе коммерческого развития продукта.

8 декабря, 2023 г.

«Вышка» в Telegram