Победителями конкурса стали 15 российских вузов. Отбор проводил специально созданный для этого международный совет.
«Вам — сюда!»
В отличие от международной практики, где в основе такого отбора обычно лежат объективные показатели, здесь имела место и субъективная оценка: ректоры защищали программы развития своих вузов перед членами совета. Как заметил участвовавший в пресс-конференции ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов, пришлось вспомнить свои студенческие годы — «не спать ночами, стоять перед зеркалом, отрабатывать жесты и приклеивать улыбку». Казалось бы, в число победителей должно войти больше признанных лидеров из числа московских и питерских вузов, но то, что большая часть списка — региональные вузы, может расцениваться как результат независимого голосования каждого члена совета.
«В этом забеге мы несколько отстаем, — сказал заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко. — Первые инициативы такого рода появились в 1990-х годах в Китае и Корее, в 2000-х годах подключилась Франция, недавно Япония объявила, что десять ее университетов должны войти в список ведущих университетов мира. При этом все понимают, что лидирующие позиции — это не самоцель, а индикатор, который позволяет сравнить себя с конкурентами, признак для внешней среды: здесь сильные ученые, правильные образовательные программы, отсюда выходят сильные специалисты, вам — сюда!».
Требования к преподавателям: публикации и популярность у студентов
Ярослав Кузьминов |
Достичь международной конкурентоспособности можно, прежде всего, благодаря кадровому развитию. И Российская академия наук (РАН), и российские университеты, в том числе ведущие, с каждым годом все больше отстают в признании своих научных результатов, которые в первую очередь «взвешиваются» при составлении рейтингов. Для признания результатов недостаточно переводить работы на английский язык. Нужно обновлять кадровый состав университетов — приглашать ведущих ученых, реструктурировать коллективы, нацеливая их на решение перспективных исследовательских задач.
Кадровое развитие невозможно без выхода на глобальный академический рынок труда. Нанимая ученого на этом рынке, нужно платить ему 10-15 тысяч долларов в месяц (молодому — от 5 тысяч долларов) — стандартную зарплату человека, включенного в глобальные академические сети. ВШЭ в течение пяти лет участвует в программах международного рекрутинга, и сегодня более 80 сотрудников вуза — иностранные профессора, по международным процедурам нанята и часть российских коллег. В отличие от обычной практики, когда все решает кафедра и конкуренции нет, они проходят реальный конкурс, их оценивают ведущие ученые.
«Мы начали жесткую процедуру кадрового обновления с понятными критериями — это публикации и популярность у студентов, — сказал Ярослав Кузьминов. — И этот этап будет длиться как минимум пять лет».
Живешь в кампусе — учишься лучше
В рамках программы удвоится количество международных научных лабораторий ВШЭ, возглавляемых ведущими учеными. Сейчас их 15, из них 6 финансируются по программам Минобрнауки, 9 — из средств университета. В них работают и молодые ассистенты, лучшие студенты-магистранты, то есть лаборатории служат площадками не только для исследований, но и для обучения исследованиям.
Университет должен привлекать международных студентов, и это один из ключевых показателей его глобальности. Поэтому ВШЭ будет создавать условия для роста доли студентов из развитых стран в рамках взаимных обменов и привлекать их на полный срок обучения — это потребует дальнейшего развития программ на английском языке.
Нужно обновлять кадровый состав университетов — приглашать ведущих ученых, реструктурировать коллективы, нацеливая их на решение перспективных исследовательских задач.
Увеличится доля выпускников, продолжающих обучение в магистратуре и аспирантуре ведущих западных университетов. Сейчас она составляет около 10 процентов в Вышке, в Физтехе чуть больше, но это единичные примеры. По мнению ректора ВШЭ, каждый из 15 университетов должен иметь минимум 10 процентов международных студентов, и минимум 10 процентов его выпускников должны обучаться по программам зарубежных университетов.
Следующий важный элемент — качество университетской среды. Российские университеты, за редким исключением (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский авиационный институт (государственный исследовательский университет), Дальневосточный федеральный университет), не имеют кампусов, и их нужно создавать. Если студент живет в кампусе, то не тратит два часа каждый день на дорогу до университета и обратно, и эти 20 процентов рабочего времени — «грандиозный показатель эффективности». К тому же в кампусе можно легко выбирать курсы на разных факультетах.
Хватит ли сил и воли?
Ярослав Кузьминов считает, что поставленные задачи не получится выполнить быстро и легко. Коллективы университетов, участвующих в программе, должны понимать, что планка требований к каждому преподавателю будет год от года подниматься. Сначала нужно публиковать статьи в российских журналах, потом в журналах с обязательным рецензированием, в международных препринтах (таких системах, как SSRN), в рейтинговых журналах, а потом о тебе уже будут судить по индексу Хирша, индексу цитируемости. Возникает проблема готовности добиваться успеха через изменения, через повышение требований к себе. И лишь в той степени, в которой коллективы окажутся готовы к такой работе, можно будет добиться успеха.