Чем занимается финансовая служба Вышки, как формируются доходы и расходы университета, для чего нужна автоматизация внутренних процессов в работе — обо всем этом в интервью «Вышке для своих» рассказал старший директор по финансовой работе НИУ ВШЭ Алексей Писарев.
— Я стал финансовым директором НИУ ВШЭ 1 июля 2022 года и работаю в университете уже более полутора лет. За плечами у меня 26 лет управленческого опыта в области экономики и финансов. Я работал в разных структурах: в бизнесе, в государственном и муниципальном управлении, в том числе и в управлении в образовательных учреждениях. Был проректором по экономике и финансам в одном из федеральных вузов России, РГСУ, в течение двух лет.
Высшая школа экономики — это очень большой и сложный организм с особенной системой управления, аналогов которой просто не существует в России. Структура НИУ ВШЭ похожа на холдинг, в ней работает множество подразделений со своими бюджетами. И эти подразделения могут распоряжаться деньгами по определенным правилам. Финансовая дирекция эти правила устанавливает и следит, чтобы они не нарушались. Также мы обеспечиваем коллег необходимой аналитикой, которая позволяет принимать правильные решения для дальнейшего развития Вышки.
Одна из основных задач, которая стоит сегодня перед командой Финансовой дирекции, — осуществить переход к управленческому учету, который позволит руководителям любого уровня самостоятельно управлять имеющимся бюджетом и быть в курсе текущего финансового состояния. Это принципиально новый уровень управления для государственного вуза. Мы стремимся создать комфортную среду как для отдельных подразделений, так и для университета в целом с учетом всех законодательных и локальных требований внутри университета.
Также мы с командой должны обеспечить финансовую устойчивость Вышки и создать для всех подразделений необходимые инструменты, которые позволят университету развиваться.
Одним из таких инструментов является внедрение цифровых технологий, которые позволят автоматизировать внутренние процессы работы вуза и окончательно уйти от рутинных операций.
— Я не люблю говорить лично про себя, все, что тут происходит, — это по большей части плод коллективного труда. В 2022 году в Финдирекции обновилась команда. К нам пришли работать сотрудники с большим опытом финансово-экономической работы из крупных федеральных учреждений и других вузов. Нам с новой командой нужно было выстроить партнерские отношения с подразделениями ВШЭ всех уровней. Мы провели огромное количество рабочих встреч с коллегами из разных блоков, поделились своими знаниями, экспертизой, договорились о сотрудничестве. В результате наша совместная работа стала проходить значительно быстрее и эффективнее.
С 1 января 2023 года в Вышке была запущена единая финансовая аналитическая система. Теперь сотрудникам подразделений больше не нужно обращаться в финансовую службу с вопросами о финансовом состоянии подразделения. Расчет происходит автоматизированно практически в онлайн-режиме. Руководители подразделений могут видеть свои лимиты и фактические расходы, на каких условиях они могут премировать или стимулировать сотрудников, осуществлять финансовое планирование. За все время, что работает эта программа, в Финансовой дирекции значительно сократилось количество обращений. Сотрудники могут просто зайти в эту программу и оперативно получить необходимую информацию. Конечно, мы и дальше будем ее совершенствовать, но уже сейчас она показывает отличные результаты. Это целиком и полностью вышкинская разработка по заказу Финансовой дирекции. В планах на ближайшее время — повышение автоматизации процессов с применением чат-ботов и искусственного интеллекта.
— Основных источников дохода три. Первый — это средства, которые Вышка зарабатывает на платном высшем и дополнительном образовании. Второй — это бюджетные средства на выполнение государственного задания по образованию и науке. Третий — это средства от грантов и пожертвований, получаемых Вышкой на реализацию разного рода образовательных и научных проектов. У вуза очень много партнеров, которые помогают нам, выделяя гранты и пожертвования. Это Сбербанк, ВТБ, «Яндекс» и многие другие. Финансы, которые вкладывают компании-партнеры в развитие нашего вуза, имеют целевую направленность. Средства тратятся на развитие того или иного факультета, на создание новых образовательных программ. В перспективе это позволяет повышать качество образования и готовить квалифицированные кадры, востребованные рынком. Это так называемая социальная ответственность крупного бизнеса перед обществом.
Что касается расходов, здесь все гораздо проще. Более 70% средств уходит на оплату труда сотрудников. Если мы хотим продолжать быть ведущим вузом России, мы обязаны предоставить нашим преподавателям и научным сотрудникам хорошие финансовые условия за результат их работы. И это принципиальная позиция университета. Далее — это расходы Вышки на обеспечение деятельности по содержанию инфраструктуры университета, включая расходы не только на здания и сооружения, но и на все необходимые составляющие сегодняшнего времени (IT-структура, охрана и безопасность, работа бэк-офиса и др.). Остальные расходы — это то, что тратится на разного рода активности. Это олимпиады, конкурсы, поддержка студентов, компенсация проживания, программы по поддержанию в нормативном состоянии общежитий, система скидок, «Социальный лифт» и многое другое. На все это необходимы значительные средства, и наша задача сводится к тому, чтобы оптимизировать расходы и распределить их так, чтобы это принесло наибольший положительный эффект.
— Я бы не назвал это оптимизацией в привычном смысле слова. За год работы мы с коллегами предоставили большой объем аналитики руководителям подразделений. Это позволило дать им возможность принимать структурные решения об оптимизации расходов, чтобы выполнить все поставленные задачи. Я сейчас говорю не о сокращениях штата. Я имею в виду, что руководители подразделений смогли получать от нас вовремя качественные цифры с нашей оценкой того, стоит ли это подразделение таких денег и достигает ли оно тех результатов, которые перед ним поставлены. А может, оно стоит в три раза дороже, но и результаты должны быть другие? Все это привело к качественным управленческим изменениям. В дальнейшем, чтобы снизить издержки, мы хотим перевести в цифру 30–50% процессов, которые происходят сейчас внутри университета. Тогда снижение издержек будет колоссальным, и Вышка сможет развиваться еще большими темпами.
— Несмотря на сложившуюся ситуацию в стране и мире, мы смогли грамотно распределить расходы университета и показали хорошие результаты в 2023 году. Когда мы готовили финансовый план на 2023 год, основной посыл, который поддержали и ректор, и Ученый совет, был такой: нужно сохранить финансовую стабильность и устойчивость. Под этими терминами следует понимать финансовую независимость вуза в условиях допустимого риска, возможность приспособиться к быстро меняющимся внешним условиям. И мы этого достигли: наша команда совместно с коллегами из всех подразделений Вышки смогла увеличить доходную часть и оптимизировать расходную, причем не в ущерб финансовым показателям по заработной плате, а просто выстроив эффективные решения в структуре вуза. Благодаря этому мы вошли в 2024 год достаточно уверенно и спокойно.
— Свободное от работы время — это желаемое, но не действительное. Его немного! Но то, которое есть, — это в первую очередь, конечно же, семья. Дальше в той или иной степени продолжаю заниматься спортом, который всегда любил и люблю. Из мужских хобби это рыбалка на хищника практически в любое время года. И очень люблю по возможности поиграть в бильярд, но только в русский. Всегда стараюсь читать или слушать аудиокниги при первой же возможности. Это жизненная необходимость. Вот уже три года я влюблен в Карелию: мы ездим туда с семьей на 10–12 дней. В ближайшем будущем хочу поехать на Алтай. Говорят, там еще красивее.
Интервьюер: Брегадзе Ксения Владимировна.