© Из личного архива Пономаренко А.Н., Высшая школа экономики
28 февраля профессору, заведующему кафедрой высшей математики Вышки Алексею Алексеевичу Макарову был вручен Почетный знак РАС (Российской ассоциации статистиков) «За существенный вклад в развитие статистического образования и статистической грамотности».
Почетный знак РАС — это престижная профессиональная награда. В разные годы ею были награждены Е.Г. Ясин, президент Международного статистического института Helen MacGillivray (Нидерланды), руководитель Росстата А.Е. Суринов и другие видные ученые.
С прошлого учебного года вступили в силу изменения ФГОС среднего общего образования (СОО), что привело к изменениям в образовательной программе основной и средней школы. В частности, был введен курс «Вероятность и статистика», который поможет подготовить учащихся к работе с большим объемом данных и научить их анализировать информацию.
Одним из авторов нового учебника «Теория вероятностей и статистика, 7–9», по которому теперь учатся российские школьники, является Алексей Макаров.
Помимо Алексея Алексеевича, за создание и внедрение курса «Вероятность и статистика» Почетным знаком РАС были награждены министр просвещения РФ С.С. Кравцов, а также ученые и педагоги И.Р. Высоцкий и И.В. Ященко, соавторы учебника.
Награду Алексею Алексеевичу вручил председатель правления РАС, директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексей Николаевич Пономаренко.
Директор Международного института профессионального статистического образования
— Россия имеет давние традиции преподавания статистики в школе. Статистику в гимназиях Российской империи начали преподавать с 1805 года. Чтобы пройти “испытание зрелости” (аналог современного ЕГЭ, по результатам которого зачисляли в университеты), гимназист должен был сдать Закон Божий, российскую словесность, грамматику и логику, четыре языка, математику, физику, историю, географию и статистику. Однако в советские времена статистика из школьной программы исчезла. Теперь она возвращается. Таким образом, после длительного перерыва Россия снова входит в клуб стран — лидеров в области статистической грамотности и статистического образования.
В НИУ ВШЭ статистику уважают и ценят, но для большинства людей это скучный, непонятный и во многом бесполезный предмет. Чтобы разрушить этот стереотип, школьный учебник должен не только содержать все необходимые формулы и теоремы, но и заложить основы статистического мышления, то есть научить принимать практические решения, исходя из анализа и обобщения эмпирических данных.