• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Молодые ученые вполне могут соревноваться с опытными исследователями»

Реализации исследовательского потенциала студентов посвятили очередное заседание клуба «Самовар»

© Высшая школа экономики

Участники встречи обсудили возможности, которые предоставляет для этого университет. Речь шла в том числе о популярных и новых проектах и конкурсах, а также о том, как получить тревел-грант на научную поездку.

«Ключ к науке: реализация исследовательского потенциала студента в Вышке» — такая тема была заявлена для обсуждения на очередном заседании дискуссионного клуба «Самовар». Основным спикером стал Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ (ЦАРС), директор филиала Российского общества «Знание» в Москве. Модерировал заседание Роман Левкович, директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ.

Роман Левкович и Андрей Кожанов
Роман Левкович и Андрей Кожанов
© Высшая школа экономики

Одно из главных отличий Вышки от других университетов состоит в том, что здесь практически не употребляют выражение «студенческая наука», рассказал Андрей Кожанов. «Мы считаем, что никакой “студенческой науки” нет, а есть просто наука — одинаковая, равная и конкурентная для всех. Молодые ученые вполне могут соревноваться с опытными исследователями, но для этого должны быть созданы соответствующие условия», — пояснил он.

В целом около трети студентов НИУ ВШЭ считают, что так или иначе вовлечены в науку. Возможностей для этого масса. Например, традиционно проводятся научно-исследовательские семинары (НИСы), ведется проектная деятельность на факультетах, организовываются конкурсы научно-учебных групп и научно-исследовательских работ студентов (НИРС).

Андрей Кожанов
Андрей Кожанов
© Высшая школа экономики

Также много возможностей предоставляет «Ярмарка проектов», где студенты могут принять участие в исследовательских, прикладных и сервисных проектах. За работу здесь начисляются кредиты. Можно побывать на научной стажировке и съездить в исследовательскую экспедицию. Есть программы, участникам которых выплачивают материальное вознаграждение: например, это программа научных ассистентов и работа стажером-исследователем в научно-учебной или международной лаборатории.

Центр академического развития студентов НИУ ВШЭ специально создан для того, чтобы поддерживать и развивать «студенческий научный авангард» — научно-исследовательскую деятельность учащихся, которая осуществляется за пределами учебного плана.

«Наша задача — создать такую систему стимулов, чтобы студент, которому это нужно, ею воспользовался, а которому не нужно — подумал и рассмотрел для себя такую перспективу», — сформулировал задачи центра Андрей Кожанов.

© Высшая школа экономики

Например, одним из первых и больших проектов ЦАРС стала «Республика ученых», которая позволяет поддерживать студентов с высоким академическим потенциалом. Также центр занимается организацией конкурсов и проектов по развитию навыков исследовательской работы, в том числе выдает тревел-гранты на поездки на научные мероприятия. Андрей Кожанов отметил тенденцию этого года — большой и быстрый рост заявок от студентов на эту программу. При этом растет доля конференций, проводимых в российских университетах. ЦАРС поддерживает все качественные заявки, ограничений по числу поданных заявок нет, подчеркнул он. 

Еще один известный проект — «Научные бои: Вышка», который проводится пять раз в год. В 2023 году он стал финалистом премии Минобрнауки «За верность науке». В этом году проект планируется расширить — добавить дополнительные монотематические бои.

Телеграм-канал «Писать нельзя откладывать» был запущен для помощи как в написании курсовых работ, так и в целом в развитии академической среды.

Один из последних проектов — «Акселератор молодого лектора», который Вышка реализует совместно с Обществом «Знание». Он стартовал этим летом и выпустил уже порядка 400 человек. Принять в нем участие может любой желающий, не только студент или сотрудник Вышки. Нет ограничений и по возрасту.

 

Проект неожиданно оказался очень востребованным. «Есть запрос на просвещение. Людям нравится публично выступать. Они выбирают какой-то аспект одной темы, который делает все происходящее уникальным. Например, у нас была лекция о том, что люди ели во времена Есенина. Здорово, что люди готовы сознательно работать и над созданием собственной лекции, реализовываться как лекторы», — пояснил Андрей Кожанов.

Директор ЦАРС рассказал, что в Вышке стихийно создаются неформальные научные студенческие сообщества. Многие из них оказываются довольно интересными и неожиданными. Например, «молчаливый зум», когда студенты собираются на одной из онлайн-платформ в назначенное время, включают камеры и молча пишут свои курсовые работы и эссе.

Кроме того, Андрей Кожанов поделился впечатлениями от поездки на Всемирный фестиваль молодежи, который завершился в начале марта в «Сириусе». На форум приехали около 50 студентов Вышки: они участвовали в деловой и образовательной программах фестиваля, слушали лекции ведущих ученых.

Также читайте

Эту темы вышкинцы обсудят в рамках встречи клуба «Самовар» 28 марта

26 марта

«Вышка» в Telegram