• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Усиление профессионального сообщества — самое важное в нашей работе»

Институт образования ВШЭ: из выпускников — в преподаватели

© Высшая школа экономики

«Вышка для своих» продолжает проект о карьерном развитии в НИУ ВШЭ. На этот раз наши герои — выпускники программ Института образования Высшей школы экономики. О том, как обучение помогло им открыть новую страницу в трудовой биографии или подняться на очередную ступень в карьере, они рассказали в интервью.

Екатерина Загороднова, заместитель директора НИУ ВШЭ в Перми

Екатерина Загороднова
Екатерина Загороднова
© Высшая школа экономики

— Я, можно сказать, ребенок Вышки. Началось все с того, что, когда я училась в восьмом классе, учительница по математике из моей школы увидела в местной газете объявление о наборе на подготовительные курсы НИУ ВШЭ и сказала, что мне туда срочно надо. Так с ее подачи и началась моя любовь с Вышкой.

После школы я поступила в пермскую Вышку на образовательную программу по менеджменту и по ее окончании осталась преподавать на кафедре стратегического менеджмента. Продолжила учебу в магистратуре НИУ ВШЭ — Пермь «Управление проектами», защитила кандидатскую диссертацию и возглавила факультет второго высшего образования. Тогда мне было 25 лет. Не могу сказать, что мне было просто: на факультете, который я возглавила, получали экономическое образование серьезные люди, руководители предприятий. Но мы справились. Наш факультет быстро вышел в лидеры, в том числе по финансовым показателям.

Тем не менее я чувствовала, что мне не хватает специального образования. Вопрос решился просто — я поступила в Институт образования ВШЭ на программу «Управление в высшем образовании» и с небольшой паузой на декрет успешно ее окончила. И, как оказалось, не зря. Через семь лет руководства факультетом второго высшего образования меня назначили заместителем директора НИУ ВШЭ в Перми. И я до сих пор активно пользуюсь не только знаниями, полученными в Инобре, но и приобретенными там связями.

Сейчас мне 37 лет, и я полностью курирую образовательный процесс в нашем кампусе и его внеучебную деятельность, а еще возглавляю магистерскую школу, преподаю и курирую выпускные квалификационные работы. Мне нравится то, чем я занимаюсь.

Высшая школы экономики — это про постоянное движение и развитие. Это такой темп, что я даже не берусь прогнозировать на год или пять лет вперед

Только в этом году у нас на старте пять новых образовательных программ. Совместная с «Нетологией» образовательная онлайн-программа бакалаврита по программной инженерии; абсолютно уникальная программа онлайн-магистратуры «ИТ-юрист», которая готовит юристов для ИТ-компаний; есть программы, рассчитанные исключительно на выпускников колледжей. Совместно с университетом Узбекистана мы готовим магистерскую программу двойных дипломов в области финансов. А в следующем году планируем открывать программу «Менеджмент креативных индустрий», новую программу по лингвистике и программу по промышленному дизайну в партнерстве с нашим краевым руководством. И это только небольшая часть наших глобальных планов. В общем, есть куда расти.

Нияз Габдрахманов, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» ВШЭ

Нияз Габдрахманов
Нияз Габдрахманов
© Высшая школа экономики

— Я поступил на очно-заочную программу «Управление в высшем образовании», реализуемую Институтом образования, в 2016 году. Этому предшествовал большой путь, который начался в 2003 году в Казанском государственном университете. Меня всегда интересовало, почему одни страны богатые, а другие бедные (тогда еще известная книга Робинсона и Аджемоглу “Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity and Poverty” не была опубликована), поэтому я выбрал географический факультет. После окончания специалитета я однозначно решил идти в аспирантуру и параллельно устроился работать в ИТ-компанию. Будучи аспирантом, я легко влился в жизнь университета. Начал преподавать, был куратором студенческих групп, проводил исследования, участвовал в экспедициях и конференциях в России и за рубежом. В какой-то момент я понял, что работа в университете доставляет мне больше удовольствия, чем работа в ИТ-компании.

Кандидатскую диссертацию я защищал в 2012 году в Перми. В нашем университете диссертационного совета по экономической географии не было. К этому моменту я уже работал в Академии наук Республики Татарстан. Год защиты кандидатской диссертации был богат на события: я получил приглашение на должность заместителя директора Центра семьи и демографии Академии наук РТ, затем поступило предложение возглавить научный отдел Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета. При этом я не отказался от преподавания, понимая его значимость в моей жизни.

Довольно скоро я ощутил дефицит знаний в области менеджмента и начал анализировать, какие есть образовательные программы, которые позволят закрыть этот дефицит. Оптимальной, на мой взгляд, была магистерская программа «Управление в высшем образовании» Института образования ВШЭ. Она соответствовала моим требованиям к качеству образовательной программы, ключевым результатам и формату обучения. Поступив, я стал вникать в нюансы работы Инобра. Познакомился со многими сотрудниками. Принимал участие в конференциях и в научной работе. В 2018 году в Вышке запустили Программу привлечения российских постдоков. Я подал заявку, прошел конкурсный отбор, и меня пригласили на работу в качестве научного сотрудника в проектно-учебную лабораторию «Развитие университетов».

С 1 сентября 2018 года я официально работаю в Высшей школе экономики. Первые два года в Вышке я участвовал во всевозможных семинарах, проходил курсы повышения квалификации и курсы иностранного языка, выступал на конференциях, читал много академической литературы, немного преподавал. Словом, занимался классической исследовательской деятельностью и выжимал из Вышки максимум. Сейчас в моей жизни стало значительно больше экспертно-аналитической работы. В 2023 году я стал руководителем академической программы, на которой учился сам, и тогда же возглавил лабораторию, куда когда-то пришел на позицию постдока.

Работа находит меня скорее, чем я ее. И что самое интересное и важное для меня — я продолжаю заниматься тем, чему учился изначально. Относительно профессии географа есть стереотип, что это либо учитель в школе, либо кто-то, кто занимается геологоразведочными работами. Но кроме этого, есть направления, связанные с пространственным анализом и с экономико-географическим изучением особенностей территорий. Это и есть область моих сегодняшних интересов — исследовать, какой вклад вносит высшее образование в социально-экономическое развитие регионов.

Благодаря Вышке у меня появилась уникальная возможность быть в тесной связи с представителями университетского сообщества, с ведущими исследователями образования, с представителями федеральной и региональной власти

Эта коммуникация позволяет не только лучше понимать происходящее, но и, опираясь на доказательную базу, аргументированно предлагать пути решения.

Наталья Шубнякова, академический руководитель образовательных программ «Управление образованием» и «Управление развитием компании» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

Наталья Шубнякова
Наталья Шубнякова
© Высшая школа экономики

— Я всегда хотела работать в образовании. Еще учась в школе, в педагогическом классе, начала работать вожатой. Потом поступила в Университет им. Н.И. Лобачевского на физический факультет, где, верная своей траектории, училась в педагогической группе. Понятно, что связь со школой не терялась. Учась, я продолжала работать вожатой и по окончании университета приняла предложение от директора стать его заместителем по воспитательной работе.

Тяга к педагогике — история семейная

Но помимо этого, у нашей семьи есть предпринимательская жилка. Поэтому на последних курсах физфака я окончила программу профессиональной переподготовки «Организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере». Мне, педагогу-физику, была интересна тема коммерциализации разработок, поскольку я прекрасно понимала, что зарплата учителя невелика.

Тем не менее в школе я в общей сложности проработала 10 лет: пять — вожатой и еще пять — заместителем директора по воспитательной работе. Потом ушла в декрет, и тут неожиданно всплывает история времен программы профпереподготовки. Тогда один серьезный нижегородский предприниматель, Эдуард Аркадьевич Фияксель, отобрал из ста человек на нашем потоке десять лучших, обучил их управлению проектами и по итогам готов был взять на работу в одну из своих компаний. Я оказалась в десятке, отучилась, прошла собеседование, но, пока ждала ответа, успела принять предложение директора школы. И вот когда моему ребенку исполнилось полтора года, Эдуард Аркадьевич предложил мне включиться в совершенно новую для Нижнего Новгорода историю —  создать здесь с нуля ассоциацию бизнес-ангелов и частных инвесторов. В 2005 году в России было всего две таких, обе — в Москве. Мы создали третью —  «Стартовые инвестиции» — и стали заниматься поиском инноваций, с одной стороны, а с другой — поиском заинтересованных предпринимателей.

В это же время он создал в нижегородском кампусе Вышки базовую кафедру по венчурному бизнесу, где я начала работать старшим преподавателем. В 2006 году мы первые в Нижнем Новгороде запустили магистерскую программу по инновационному менеджменту. Вскоре мы сменили статус и из базовой кафедры стали кафедрой факультета менеджмента.

Все это время я, уже будучи заместителем заведующего кафедрой, выполняла массу административной работы и в какой-то момент решила, что нужен новый толчок в развитии, нужно расширять свои связи и компетенции в сфере управления высшим образованием, и пошла учиться на программу «Управление в высшем образовании».

В нижегородском кампусе Вышки была программа «Управление образованием». Мне как человеку с опытом управленца и десятилетним опытом работы в школе предложили читать там курс. Да и со школьниками мы не переставали работать. Кафедра проводила для них конкурсы бизнес-планов «Начни бизнес в Нижнем Новгороде», «Железный предприниматель» и еще много всего интересного. Так что учеба в Инобре для меня была не только способом прокачать административные компетенции, но и возможностью найти новые инструменты для своей программы.

В этом году у нас был десятый выпуск по программе для школьных управленцев. Я продолжаю вести курсы на программе «Управление образованием», руковожу программой «Управление развитием компаний», президентской программой профессиональной переподготовки «Управление в инновационно-ориентированных компаниях». Получается, я такой многостаночник. Сейчас в моей жизни нет только физики. Но я не жалею о том, что окончила именно физический факультет. Быть физиком — это определенный способ мышления, который мне помогает развиваться в Вышке.

Мария Озерова, руководитель направления по развитию сетевых образовательных программ, ведущий эксперт Лаборатории управления школой ВШЭ

Мария Озерова
Мария Озерова
© Высшая школа экономики

— Первое образование я получила в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Диссертацию защищала по теме сетевого профильного обучения и его роли в формировании образовательных стратегий старшеклассников. Как известно, главный эксперт в этой теме — Анатолий Георгиевич Каспржак. Естественно, я была хорошо знакома с его публикациями и с публикациями коллег из Вышки. Уже тогда Институт образования был для меня центром профессионального притяжения.

Переехав в Москву, я какое-то время работала в Фонде «Общественное мнение». Тогда же случилось мое очное знакомство с Институтом образования — в рамках проекта «Траектории в образовании и в профессии». В 2016 году я создала собственную небольшую исследовательскую компанию. Она называлась SREdA (аббревиатура — социология, исследования, образование, активности), а еще через два года подала документы на программу профессиональной переподготовки, которую Инобр проводил для предпринимателей в сфере образования. Я даже не надеялась, что меня возьмут: компания у меня была маленькая и опыта немного. Но я прошла конкурс и поступила.

Отучившись, начала работать в проектах под руководством Анны Александровны Кобцевой, а позже поступила в магистратуру «Управление образованием». Учеба там захватила меня. У нас на программе сформировалась хорошая команда. Вместе мы подготовили и провели «НЕконференцию», «Один день из жизни мобильной школы» и много других интересных проектов. Это была практическая часть нашего обучения.

Летом 2021 года меня пригласили в проект в городе Алматы, на котором работали многие мои сокурсники. В потоке участвовало 50 школ — по три человека от каждой школы. И так семь модулей: мы провели в Казахстане семь сезонов, приобретя опыт взаимодействия с новой для нас средой, с другой страной, со спецификой большой и интересной культуры.

В июне 2021-го стартовал алматинский проект, а в августе того же года я стала штатным сотрудником Института образования.

Сейчас я доцент департамента образовательных программ, руковожу направлением по развитию сетевых образовательных программ. Наши сетевые программы реализуют в параллели три университета. В ПсковГУ у нас программа педагогического образования, в ТОГУ и в ТюмГУ — программы управления образованием.

Усиление профессионального сообщества, на мой взгляд, самое важное в нашей работе

Есть разные способы влиять на события. Есть государственные механизмы, а есть профессиональные сообщества, которые наблюдают изнутри, как эти процессы работают в реальности. Я считаю, эти сообщества должны быть одной из сторон переговоров, в которых решается, куда система будет двигаться дальше. Помочь людям в том, чтобы стать сильнее в своей экспертной профессиональной позиции — как раз то, на что направлены наши программы.

Константин Серёгин, заведующий Лабораторией управления школой ВШЭ

Константин Серёгин
Константин Серёгин
© Высшая школа экономики

— Я учился на психолога в МГГУ им. Шолохова и думал после института пойти работать психологом в МЧС. Была у меня такая мечта. Но так сложилось, что Игорь Никитович Семенов, который работал также на факультете психологии ВШЭ, пригласил меня в аспирантуру Вышки. Перейдя из одного университета в другой, я почувствовал разницу — в организационной культуре, в подходе, в отношении. Параллельно начал работать педагогом-психологом в системе московского образования — на экспериментальной площадке в доме детского творчества «Лефортово» под руководством Александра Владимировича Шувалова, где пилотировалась новая модель психолого-педагогической службы образования.

В 2013 году я получил диплом, а на следующий год сменил работу. Это был путь обратно в Вышку. Но сначала я попал в проект компании «Умная школа». Это крупный социальный проект. Мы с нуля запускали в Иркутске инновационный образовательный комплекс (сейчас он называется «Точка будущего») на тысячу с лишним детей вместе с поселком приемных семей. За пять лет, пока мы готовили школу к открытию, я получил огромный опыт, связанный в большей степени с образованием. Мы с коллегами по проекту с интересом наблюдали за тем, что делает Институт образования ВШЭ, читали аналитику, публикации, исследования, следили за конкурсами. Даже подавали заявку на Конкурс инноваций в образовании, но, кажется, ничего не выиграли. А вот в конкурсе «Школа навыков XXI века», который Институт образования реализовывал вместе со Сбербанком, победили в одной из номинаций. Одной из составляющих призового фонда была возможность засчитать одному из членов команды победу как часть портфолио при поступлении в магистратуру на программу «Управление образованием». Мы очень хотели, чтобы этот приз достался кому-то из членов управленческой команды нашей школы. Но жизнь расставляет все по своим местам. Первый год после запуска — очень интенсивный период. Тебе нужно поднять самолет и вывести его на необходимую высоту. Пилот не может оставить штурвал и пойти поучиться. И мы внутри команды решили, что учиться пойду я.

Честно говоря, мне самому очень этого хотелось. Это был первый поток, когда академическое руководство программы решило не только приглашать директоров школ и их заместителей, но и запустить параллельно трек по предпринимательству в образовании. На него я и поступил. Курс, на который я попал, оказался очень сильным, ярким и разносторонним. У нас у всех был разный бэкграунд. Мы все интересовались опытом друг друга и друг друга развивали.

Получив дипломы, часть моих однокурсников продолжила работать на проектах Института образования, а часть осталась преподавать в магистратуре. Моя учеба в Инобре закончилась одновременно с нашими обязательствами по сопровождению проекта в Иркутске. Я стал ходить на собеседования в разные организации, и в какой-то момент, узнав об этом, Анна Александровна Кобцева предложила пройти собеседование у них. Конечно, мне это было интересно! Неожиданно на собеседовании, которое проводили директор института Исак Давидович Фрумин, Анатолий Георгиевич Каспржак и Анна Александровна Кобцева, мне предложили воссоздать подразделение, которое до какого-то момента было Центром развития лидерства в образовании. Для меня это был вызов. Я не ожидал, что мне предложат руководство.

Мне думалось, что со стороны попасть в институт на управленческую позицию, пусть и на уровень лаборатории, маловероятно. Но судьба распорядилась иначе, и я безумно благодарен коллегам, которые дали мне такую возможность

Вчера было три года, как я начал работать в Институте образования, и за это время не было ни дня, когда бы я скучал. За три года мы сделали внушительное количество проектов, во многом ориентированных на развитие системы образования Москвы. Организовывали летние школы. Делали прикладные проекты по разным муниципалитетам России. И еще одно важное достижение — мы реализуем большой проект социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае.

Материал подготовлен под руководством Управления развития персонала НИУ ВШЭ

3 апреля

«Вышка» в Telegram