Найти мотивацию, развиваться и преодолевать трудности — основные шаги на пути строительства карьеры. С чего начать, можно ли вдохновиться чужим примером и что делать, когда свобода принятия решений начинается с ответственности? Своим опытом и практическими советами со студентами поделились успешные бизнесмены, спортсмены и топ-менеджеры на молодежной конференции о старте карьеры «НЕДЕТСКИЕ ТЕМЫ Саммит», проходившей в Центре культур НИУ ВШЭ.
Конференция для молодежи о старте карьеры проходила преимущественно в формате живых выступлений: на сцену поочередно выходили 6 топ-спикеров из разных сфер, чтобы поделиться опытом построения своего карьерного трека. Все это время в холле Центра культур работали выставочные стенды партнеров и участников саммита: здесь были представлены генеральные партнеры конференции — Альфа-Банк и МТС, а также компании Sberseasons, Changellenge, «Умскул», «Академика», Holy Corn и другие. Каждая компания представила свой стенд с интерактивами, полезными воркшопами и угощениями. Посетители также могли участвовать в розыгрышах мерча разных брендов и образовательных онлайн-курсов.
Марат Исмагулов
Марафон вдохновляющих выступлений открыл HR-директор Альфа-Банка Марат Исмагулов. В непростые 90-е годы родители отправили его учиться в школу в США, а затем в колледж, где желание подростка скорее повзрослеть воплотилось сполна.
«Когда я приехал в США, я очутился в чужой стране, в чужой культуре, среди чужих людей, и по большому счету никому из этих людей не было до меня дела… Попав в США, я понял, что я сам по себе и отвечаю только за себя», — делится он.
Учебу Марат Исмагулов совмещал с работой диспетчером полицейского участка, а также подрабатывал вышибалой в ночном клубе. В 20-летнем возрасте Марат переехал в Великобританию, где поступил в Абердинский университет. Получив степень магистра Management Studies, он вернулся в Россию, где начал карьеру в Ward Howell International (консалтинговая компания в HR, специализирующаяся на подборе топ-менеджмента для крупнейших корпораций).
«До того, как я пришел в Ward Howell, топ-менеджеры для меня были такие полубоги: я не совсем понимал, чем они занимаются, как устроена их жизнь, мне казалось это чем-то недосягаемым. После первого, десятого, сотого топ-менеджера они перестали казаться мне полубогами — они на самом деле обычные люди, с обычными страхами, мечтами, с плюсами и минусами… И у меня ментально снялся блок, что менеджер — это недосягаемая позиция», — говорит Марат Исмагулов.
После консалтинга будущий HR-директор Альфа-Банка стал строить карьеру в ВТБ: за 10 лет он прошел путь от рекрутера до вице-президента и HR-директора розничного бизнеса банка. «Амбициозным быть полезно и не зазорно», — считает он, отмечая, что, работая в крупном, постоянно растущем банке, сам не стеснялся проявлять карьерные амбиции и требовать новые, интересные задачи и проекты.
Теперь Марат Исмагулов работает в Альфа-Банке и не представляет свою жизнь без постоянного обучения и развития: он учится у своего руководителя, акционеров, коллег и команды. «Если ты решил, что достаточно развит, значит, ты перестал развиваться», — убежден он.
Эдуард Гуринович
Сооснователь сервиса по продаже подержанных автомобилей через онлайн-аукцион CarPrice Эдуард Гуринович поделился своим предпринимательским опытом, который помог ему создать компанию стоимостью миллиард долларов.
Будучи школьником, он учился в физико-математическом лицее и был членом сборной России по программированию среди школьников. Эдуард Гуринович стал одним из первых 5000 пользователей сети «ВКонтакте» и создал паблик под номером 45, посвященный футбольному клубу «Зенит». В 2007 году на фоне победы «Зенита» в чемпионате России аудитория группы выросла, а Эдуард начал продавать именные шарфы.
Он подчеркивает, что именно среда и окружение во время его обучения в старшей школе и в годы студенчества были крайне важны и повлияли на дальнейшее становление в жизни.
Во время обучения в вузе Эдуард Гуринович построил партнерскую программу (affiliate marketing), которая стала одним из крупнейших источником трафика для компании «Юлмарт». Уже имея работающий бизнес, он выиграл конкурс молодых предпринимателей Фонда русской экономики (некоммерческая организация, деятельность которой направлена на развитие предпринимательства, поддержку молодых талантов и создание благоприятной среды для бизнеса), где его ментором стал Оскар Хартманн, с которым впоследствии они и открыли CarPrice.
Одним из важнейших элементов при построении бизнеса, по словам Эдуарда Гуриновича, является аналитика. «Анализ всех показателей и идей — то, что помогло строить CarPrice», — говорит он. Этот способ Эдуард Гуринович применяет даже для ведения социальных сетей и своего подкаста «Основатели», который готовит совместно с Денисом Кутергиным, сооснователем сервиса YouDo.
Он также обращает внимание на то, как важно соблюдать баланс между учебой и практическим применением полученных знаний. «Выйдя из университета, вы никому не нужны как сотрудники, если не имеете практического опыта», — констатирует он.
Сергей Белых
Исполнительный директор московского «Спартака» Сергей Белых признается, что с детства был активным фанатом футбольной команды красно-белых и в итоге смог совместить «этот фанатизм с карьерными амбициями». «Всех ждет работа, но хочется и работать, и кайфовать», — говорит он.
Одно из самых ярких переживаний в жизни Сергея Белых связано с тем временем, когда его любимый спортивный клуб впервые за 17 лет стал чемпионом России и выиграл Кубок Гагарина: тогда молодая команда выходила на поле, а игроки признавались, что идут не за победой, а кайфовать. В жизни, уверен Сергей Белых, важно получать удовольствие от рабочего процесса. «Занимайся любимым делом, и тебе не придется работать ни дня», — подчеркивает он. Однако точного секрета, как монетизировать свое увлечение, нет, у каждого свой путь, добавляет спикер.
Чтобы любить спорт, нужно любить себя — быть осознанным, уверен Сергей Белых. Сам он работал в компаниях «Сибнефть» и «Газпром нефть», в его жизни было много спорта, но довольно долго это увлечение шло параллельно карьере. Сергей Белых уже работал на высокой должности, когда столкнулся с социальным проектом «Авангард». (Хоккейная академия «Авангард» — межрегиональный социальный проект группы компаний «Газпром» и ХК «Авангард», направленный на формирование новой, современной системы подготовки молодых хоккеистов. Проект реализовался в рамках крупномасштабной программы поддержки детско-юношеского хоккея.)
Поработав год в качестве финансового куратора программы, Сергей Белых увидел потенциал проекта, предложил свою кандидатуру на пост генерального директора и впоследствии занял его. С августа 2019 года он занимал пост гендиректора омского клуба КХЛ «Авангард», откуда в 2023 году перешел на должность исполнительного директора московского футбольного клуба «Спартак».
Со студентами Вышки он поделился полезными привычками, которые привели его к успеху: это спорт, книги и искусство. Собственный топ-3 книг Сергея Белых выглядит так:
«Моя жизнь, мои достижения» Генри Форда;
«Принципы. Жизнь и работа» Рэя Далио;
«Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть» Дэниела Ергина.
Сергей Белых также призывает не бояться начинать работать в небольших компаниях: он сам начал карьеру на 3-м курсе в компании-стартапе, где «ты и жнец, и в 1С занимаешься документами, и переговоры ведешь, и изучаешь бухгалтерию». С его точки зрения, нужно пробовать как можно больше и как можно раньше начинать работать параллельно с учебой. «Даже круто, если это будет небольшая компания, потому что ты сможешь многое потрогать и попробовать», — уверен спикер.
Александр Энберт
Фигурист Александр Энберт, серебряный призер Олимпийских игр 2018 года, с шести лет четко понял, что хочет заниматься именно этим видом спорта. «Я как будто бы выиграл лотерею», — признается он. Путь юного фигуриста к медалям начался с секции, строгого тренера и состязаний с сильными соперниками. «Столкновение с чем-то новым и необычным не означает того, что оно лучше, зачастую это просто непривычно», — делится он, добавляя, что нужно не бояться креативить, брать и делать.
«Верьте в себя, верьте в свои знания, верьте в свой креатив и в то, что может быть по-другому», — отмечает он.
Говоря о более взрослых этапах строительства спортивной карьеры, Александр признается, что по достижении определенных вершин было сложно понять, к чему стремиться дальше. Сам он не побоялся изменить направление карьеры в сторону медиа: в этом олимпийцу помогла тщательная структуризация целей на срочные, краткосрочные и долгосрочные. Он участвует в шоу «Ледниковый период», ведет трансляции выступлений фигуристов и аналитические программы на платформе «Окко».
Полученные знания должны приносить пользу, поэтому нужно как можно скорее применять их на практике, уверен он. «Не надо складывать на полку свои дипломы», – настаивает Александр и советует студентам активно использовать появляющиеся возможности и стараться проявить себя во всех возможных проектах и направлениях.
Ева Уварова
Мастер спорта по художественной гимнастике, танцор и хореограф мирового уровня Ева Уварова известна также как финалистка 7-го сезона шоу «Танцы на ТНТ».
Дело всей своей жизни она нашла не сразу. В 3 года родители отдали Еву на художественную гимнастику, которой она занималась 13 лет. В 15 лет девушка получила звание мастера спорта. Спорт научил ее «достигать своих целей, не сдаваться и сформировал внутренний стержень», признается Ева. Именно благодаря гимнастике она обрела такие качества, как трудолюбие и самодисциплина.
Танцы же появились почти случайно: после 4-го класса Ева Уварова посетила мастер-класс победителя 1-го сезона шоу «Танцы на ТНТ» Ильшата Шабаева. И после этого начала развиваться в этом направлении. Основной трудностью на тот момент, признается Ева, было перестроиться с гимнастики, в которой есть четкие рамки и правила, на танцы, в которых абсолютная свобода самовыражения. В танцах нет «неправильного», только качество, которое определяется ответственным подходом к делу и количеством уделенного времени, говорит она.
Когда Еве было 11 лет, видео, где она танцевала на мастер-классе, стало популярным и набрало 15 миллионов просмотров. Это стало отправной точкой ее пути в танцах. Через некоторое время Ева попала на проект «Dance Революция» и победила. Решив не останавливаться на достигнутом, она выступала с командой на чемпионатах в США и стала финалисткой шоу «Танцы на ТНТ», которые помогли ей заявить о себе.
Ева советует постоянно пробовать новое, развиваться и искать возможности для реализации в различных сферах, пытаясь найти свое дело жизни: чтобы полюбить какое-либо дело, надо понять, зачем тебе это. Справляться с эмоциональным выгоранием помогает помощь и поддержка близких людей и напоминание, «к каким целям идет человек и почему ему это важно», убеждена она.
Алиса Боха
Креативный директор бренда Monochrome Алиса Боха прошла через трудные периоды жизни, преодолев путь от администратора до создателя собственного бизнеса.
Вуз, в котором она училась, не был топовым или известным. Как признается спикер, в отличие от большинства выступающих, у нее не было красного диплома, зато было убеждение, что «даже троечники идут по жизни весело». «Я, честно говоря, до сих пор не знаю, что делает экономист», — признается спикер, говоря о своем экономическом образовании. Но есть сотрудники ее компании, которые в этом разбираются, и это главное.
Алиса долго не знала, кем хочет быть, ее основным интересом были модные журналы. «Я хочу работать в журнале», — решила она, хотя и не представляла, что в таких изданиях обычно делают люди. Алиса Боха настойчиво подавалась на разные должности во все журналы. В итоге ее заметили и пригласили на собеседование — так она устроилась секретарем в журнал Hello и каждый день по полтора часа ездила из Зеленограда на работу.
Работа в журнале для девушки была как праздник. «Я выглядела как расфуфыренный попугай», — шутит она. В то время Алиса сама делала вещи, которые носила, например вязала шляпы или топики крючком. Коллеги предложили ей попробовать себя в качестве ассистента стилиста, и начался новый этап. Теперь Алиса Боха работает в стилистике уже больше 15 лет, у нее есть опыт стилизации для съемки известных артистов, например, она работала с Верой Брежневой и Полиной Гагариной.
В какой-то момент вместе с мужем они решили открыть совместный бизнес. Правда, сделали это в непростой период. «У меня получилось, потому что не было другого выбора», — уверена Алиса. Маленький ребенок, кредит на машину, новый парень без стабильной работы, работа на фрилансе и отсутствие финансовой подушки безопасности — вот ситуация, в которой пришлось начинать. Однако она постаралась сделать все возможное, вложила весь опыт работы, наработанные годами связи. Сейчас их бренду Monochrome уже 8 лет, он стабильно развивается, и Алиса не готова кому-то делегировать задачи креативного директора своего бренда.
Очень важно окружение и связи, отмечает она. «Мой одногруппник переехал в Бостон, работал в головном офисе Reebok, который хотел сделать коллаборацию с локальным брендом», — рассказывает Алиса. Так появился коллаб Monochrome с Reebok.
Возможности всегда можно найти, если есть желание и смелость, убеждена Алиса Боха. Она рассказала, что недавно девушка, находящаяся в декрете, предложила взять ее на стажировку в компанию и прикрепила крутую видеовизитку. Она это так хорошо и интересно подала, что понравилась команде, девушку пригласили на интервью с директором, а затем взяли на испытательный срок. Не нужно бояться пробовать и рисковать, убеждена спикер.
Текст: Таисия Камнева, Ангелина Лоухина и Екатерина Пешакова, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ