В конце апреля 2014 года в Высшей школе экономики был создан факультет социальных наук, объединивший четыре факультета — социологии, психологии, прикладной политологии, государственного и муниципального управления. Сегодня на его образовательных программах обучается более 5000 студентов и аспирантов, занятия ведут более 300 преподавателей. В интервью «Вышке для своих» декан Андрей Мельвиль рассказал о развитии факультета на протяжении десяти лет, о его достижениях и ожиданиях от абитуриентов в предстоящую приемную кампанию, а также зачем гуманитарию компьютерные науки.
— В 2014 году в НИУ ВШЭ была проведена структурная реформа — создавались мегафакультеты, и факультет социальных наук стал одним из них. К мегафакультетам были присоединены и так называемые ассоциированные подразделения. Сейчас в структуру факультета социальных наук входят семь научных центров и институтов, пять лабораторий. В их числе — Институт образования, Институт демографии, Институт социальной политики, Институт когнитивных нейронаук, Институт государственного и муниципального управления и другие, все они хорошо известны в Вышке.
— Сейчас на факультете 24 программы бакалавриата и магистратуры, и их развитие продолжается в основном за счет открытия новых образовательных траекторий. Также работают пять аспирантских школ, одна из которых — по образованию.
В бакалавриате у нас четыре традиционные программы — «Социология», «Психология», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» — и одна новая — «Вычислительные социальные науки» («ВСН»), где предметная подготовка сочетается с глубоким освоением цифровых инструментов и сервисов. В этом году будем набирать на нее третий раз. Студенты, поступив на любую из четырех традиционных программ, сразу же, на первом курсе, могут перевестись на «ВСН», сдав экзамен по математике, а отдельного набора по результатам ЕГЭ и олимпиад на нее нет.
Открытие этой программы — серьезная победа факультета. Ее выпускники смогут получить дипломы по двум направлениям подготовки — тому, на которое они изначально поступали, и «Прикладной математике и информатике». Есть планы по разработке аналогичной программы магистерского уровня.
— Для нашей магистратуры характерны постоянные изменения с учетом достижений современной науки, требований работодателей и ожиданий абитуриентов. Факультет предлагает почти 20 магистерских программ по пяти направлениям.
Есть, например, магистерская программа «Политика. Экономика. Философия», созданная восемь лет назад усилиями представителей разных факультетов Вышки. Ее содержание постоянно меняется, появляются новые треки, к ней и сегодня проявляют большой интерес европейские и американские абитуриенты. Ее академический руководитель — мой первый заместитель Михаил Миронюк — радеет о деле, грамотно организует учебный процесс, постоянно взаимодействует со студентами, консультирует абитуриентов. Впрочем, все наши академические руководители — небезразличные профессионалы.
Внутри каждого направления в той или иной мере представлены две разновидности программ: одни сфокусированы на глубинной методологии, другие — на прикладных проблемах. По направлению «Психология» одни программы готовят исследователей, другие — психологов-консультантов, психотерапевтов и, более широко, психологов-практиков. У социологов есть программы, в большей степени ориентированные на методологию глубокой аналитики социальных данных, и программы, сфокусированные на конкретных аспектах нашего общества, например на демографии.
Я думаю, такой баланс содержания позволяет нам привлечь разных студентов и тем самым обогатить наше сообщество, создать условия для продуктивного развития социальных наук.
На факультете успешно «живут» и полностью платные магистерские программы, причем самые востребованные и коммерчески успешные — по направлению «Психология».
— Междисциплинарное взаимодействие наиболее очевидно на примере наших научно-учебных лабораторий, о нем свидетельствуют даже их названия: НУЛ политико-психологических исследований, НУЛ психологии социального неравенства, Лаборатория экономико-социологических исследований под руководством Вадима Радаева. Исследования на стыке социологии, психологии и ГМУ ведет, например, Институт образования.
В середине 2010-х годов мы начали проводить ежегодную международную конференцию молодых ученых «Альянс социальных наук», чтобы объединить ребят, обучающихся на разных образовательных программах, связанных с социальной тематикой, причем не только из Вышки, но и из других вузов. VII конференция в ноябре прошлого года была посвящена теме «Социальные науки в трансформации: интердисциплинарность и практикоориентированность как векторы развития», и на ней были представлены прежде всего междисциплинарные исследования.
Вообще для нас было большим вызовом налаживание регулярного научного диалога на факультете. Из-за разнообразия направлений создавать общий научный семинар было бы сложно, и мы пошли по пути поддержания разнообразия и множественности научных семинаров. Придумали особый формат рабочих групп, включающих в себя сотрудников, аспирантов и студентов, которые объединяются для проведения регулярных семинаров по некоторой тематике. Помимо прочего, это дает возможность создавать и развивать новые, молодые коллективы, которые в будущем могут трансформироваться в лаборатории.
Социальные науки, вероятно, не относятся к легко коммерциализуемым областям знания. Важной задачей в эти годы было для нас создание инфраструктуры и стимулов для реализации коллективами не только фундаментальных, но и прикладных научных проектов. Для этого на факультете была создана Программа поддержки прикладных исследований, дающая коллективам, привлекающим внешнее финансирование, дополнительные финансовые стимулы.
Отмечу, что ФСН не замыкается в научном плане на себе: мы открыты к сотрудничеству не только с другими факультетами Вышки, но и с другими научными центрами и университетами. Неспроста факультет социальных наук — лидер по числу созданных в Высшей школе экономики зеркальных лабораторий с другими российскими университетами. Но мы не только используем существующие в университете форматы сотрудничества, но и предлагаем новые. В частности, с нашим активным участием Вышка подписала соглашение о консорциуме с МГИМО — это формат научного, образовательного и экспертного сотрудничества двух университетов в рамках совместной реализации крупного научного исследования в области политических наук.
— Таких подразделений немало.
В их числе — Центр изучения стабильности и рисков, созданный в 2015 году. Изначально он имел статус научно-учебной лаборатории и сегодня специализируется на изучении различных проявлений социально-политической дестабилизации как на глобальном уровне, так и на уровне макрорегионов. В частности, большое внимание уделяется изучению Афразийской зоны нестабильности, Ближнему Востоку, Африке южнее Сахары, постсоветскому пространству.
Сотрудники центра проводят как количественные исследования, используя специализированные базы данных, так и исследования качественного характера, полагаясь на уникальные данные, собранные в ходе многочисленных полевых исследований.
В том же 2015 году мы открыли на факультете базовую кафедру Центра политических технологий, основанного Игорем Буниным. На этой кафедре студентам передают опыт практической работы, вовлекают их в проекты центра, и это хороший пример связи с индустрией.
— Состав зарубежных партнеров, конечно же, меняется, и мы заняты налаживанием отношений с университетами ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. Например, департамент политики и управления особенно активно развивает отношения с коллегами из Китая. Есть перспективы создания совместных образовательных программ с африканскими, бразильскими, индонезийскими университетами. Пока мы в начале пути и прилагаем все усилия, чтобы процессы здесь были более динамичными и эффективными.
Помимо международных контактов, мы активно развиваем связи с университетами в российских регионах — Республике Башкортостан, Красноярском крае и других.
— За десять лет на факультете социальных наук сложилась отличная команда — очень творческие, ответственные, серьезные люди, я их безмерно уважаю и очень им благодарен. В этой команде есть представители разных возрастов. Именно благодаря им наш факультет регулярно оказывается в числе лидеров по результатам ежегодной оценки КПЭ.
При этом я глубоко убежден, что молодежь — это наша надежда, иначе и быть не может. Представители нового поколения, как правило, хорошо владеют современными технологиями, связанными с искусственным интеллектом, и готовы применять их в своей работе. Среди молодых ребят, которые сегодня работают на факультете, есть те, кто отдал предпочтение Вышке, получив образование за рубежом и отказавшись от неплохих позиций в западных университетах.
— Молодые люди, ориентированные на социально-гуманитарное знание, были и будут всегда, и спрос на IT вряд ли сильно сократит их число. Другой вопрос, что тем, кто сегодня выбирает социологию, политологию, психологию или управление, не обойтись без IT-инструментов. В наших областях растет интерес к количественным методам, к искусственному интеллекту, и выпускник, который овладел этими инструментами, приобретает «добавленную стоимость» на рынке труда.
Это имеет отношение не только к образовательной программе «ВСН», но и к любому образованию в области социальных наук.
— Да, набором мы довольны. К нам, как и на другие факультеты Вышки, поступают дипломанты олимпиад, обладатели высоких баллов ЕГЭ. На нашем факультете в свое время была хорошо отлажена система работы со школьниками — этим раньше занимался Кирилл Сорвин, ставший заместителем проректора НИУ ВШЭ, а сейчас занимается Сергей Кургинян.
В частности, мы организуем выездную школу для старшеклассников, и она пользуется спросом, родители готовы оплачивать участие в ней своих детей, и это показатель ее востребованности. На нашем факультете был запущен проект «Учитель — партнер факультета НИУ ВШЭ», рассчитанный на учителей обществознания, и сейчас этот опыт перенимают другие факультеты, в проекте намечены новые предметные направления.
— Мотивированных и одержимых в хорошем смысле этого слова, выбравших ту или иную социальную науку в качестве первого приоритета. По-моему, лучше всего привлечение одержимых абитуриентов удается психологам, но и на других наших направлениях недостатка в таких абитуриентах нет.
Пару месяцев назад мы проводили в учебном центре «Вороново» школу социальных наук, туда был большой конкурс, и я прочитал там лекцию, после которой ребята не отпускали меня больше часа, и меня поразила их начитанность, умение слушать и задавать вопросы. Ученики 10–11-х классов, причем из разных регионов, называли имена ученых-политологов разных эпох, ссылались на их исследования. Значит, они находят возможность читать книги за рамками школьной программы, следят за повесткой, и это для меня очень важно.