Герои новой серии проекта о карьерном развитии в НИУ ВШЭ — социологи. Молодые преподаватели и исследователи, выпускники департамента социологии, рассказали «Вышке для своих» о своей академической карьере, планах и мечтах.
— Я как поступил в Вышку на бакалавриат, так не покидаю ее. На 3-м курсе начал работать в качестве стажера-исследователя в лаборатории, а на 1-м курсе магистратуры — преподавать. На данный момент я старший преподаватель кафедры экономической социологии.
В общей сложности я работаю в Вышке уже более 16 лет, а эволюцию моих исследовательских интересов условно можно разбить на два этапа. На первом я под научным руководством Вадима Радаева изучал розничную торговлю. В частности, меня интересовали отношения торговых сетей и поставщиков в контексте их государственного регулирования. Как раз в конце 2000-х годов был принят так называемый Закон о торговле, который наложил достаточно жесткие ограничения на допустимые практики во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков. Следовательно, возник ряд вопросов. Как участники рынка обосновывали наличие или отсутствие необходимости такого государственного регулирования? Как менялись их деловые практики? Экономсоциологам было где развернуться.
В конце 2010-х годов у меня появилось новое направление в исследованиях, связанное с развитием туристической сферы. С одной стороны, мне интересно все, что определяет мотивы и практики туристов, то, как они выбирают локации, виды и направления отдыха. С другой стороны — деловые и маркетинговые стратегии туристического бизнеса.
С 2018 года мы с моей коллегой Евгенией Надеждиной ежегодно организуем студенческие экспедиции в рамках программы «Открываем Россию заново», и каждая такая экспедиция прямо или косвенно связана с туризмом
Если в начале исследования у нас был фокус преимущественно на юге — пляжном отдыхе в Крыму и Краснодарском крае, то в прошлом году — на таком набирающем сейчас популярность направлении, как агротуризм в Башкирии. Главное, что я понял для себя как социолог, бизнес — это не только про деньги. Часто это еще и личная история. Например, когда люди открывают агропредприятие для гостей, в этом может проявляться след их детства. Так бывает, когда кто-то вырос в деревне, учился и сделал карьеру в городе, а потом вернулся к истокам, чтобы попытаться сохранить преемственность в координатах «город — село» для молодых поколений. И это важно не только для хозяев агропредприятий, но и для их гостей. Одна семейная пара так нам объяснила причину своего приезда на агроферму: «Мы приехали потому, что ребенок не может отличить овцу от курицы». Мне как социологу очень интересны такие личные истории. Они дают возможность взглянуть на турбизнес не через призму путеводителя, а пропустив эти сюжеты через себя.
Я вижу свое место в Вышке не как цель, к которой ты стремишься, а скорее как вектор, по направлению которого ты движешься. Для меня важен коллектив, и я вижу себя преподавателем в окружении заинтересованных студентов, которые затем взрослеют и становятся моими коллегами. В последние два года на факультете социальных наук появился формат рабочих групп, в которые входят как взрослые преподаватели, так и аспиранты и студенты. Мне кажется перспективной такая практика, когда десять человек разного возраста работают над одной темой. Рад, что у меня сейчас есть возможность так работать, и хотелось бы продолжить свою научно-учебную деятельность в этом формате.
— Я заинтересовалась социологией, еще учась в физико-математическом лицее. По его окончании в 2013 году поступила на бакалаврскую программу «Социология» в НИУ ВШЭ, которую уже тогда отличало разнообразие курсов и блестящий преподавательский состав. Далее был классический академический трек: после бакалавриата поступила в магистратуру на образовательную программу «Прикладные методы социального анализа рынков», потом окончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по социологии.
Вовлекаться в преподавательскую деятельность начала с работы учебным ассистентом на старших курсах бакалавриата, а в магистратуре мой научный руководитель и заведующая кафедрой Ирина Марксовна Козина пригласила меня вести семинарские занятия по одному из курсов. Преподавание сразу понравилось.
Во взаимодействии со студентами я открыла для себя ресурс для саморазвития. Студенты могут задавать интересные вопросы, и в поиске ответа порой начинаешь смотреть на привычные вещи под другим углом
В аспирантуре я стала вести довольно разноплановые курсы — от базовых методных дисциплин до узкоспециализированных курсов по количественному и качественному анализу. Мне нравится такой синтез.
В целом сфера моих научных интересов сформировалась еще в процессе написания дипломной работы. Так что я почти сразу решила для себя, что хочу развиваться и дальше в науке.Сейчас продолжаю исследования в направлении совмещения разнообразных методов в онлайн-этнографии и постепенно привлекаю к работе своих студентов. Мне приятно, когда они готовы браться за новые области исследований, даже если это может требовать освоения незнакомых им методов.
Работаяв Вышке, я наблюдаю, какими темпами развивается университет. Открываются новые образовательные программы и лаборатории. Расширяются направления проводимых исследований. Да и наука не стоит на месте. Например, в моей тематической области развиваются направления, связанные с анализом цифровых следов, их интеграцией в социологические исследования. Все это дает ощущение, что ты являешься частью большого научного сообщества, и в то же время делает более трудным процесс прогнозирования того, что я могла бы исследовать в будущем. Возможно, появятся какие-то новые интересные темы, в которых хотелось бы развиваться. В целом планирую продолжать работать с методологической проблематикой, на которой специализируется кафедра методов сбора и анализа социологической информации, где я работаю с начала своей преподавательской деятельности. Я рада, что здесь оказалась.
— Моя мама преподавала в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, и после школы я решила поступать туда. Но я хотела быть не экономистом, как она, а социологом. Социология пересекается со многими науками и предполагает разные методологии, которые можно применить в других сферах деятельности. Это и маркетинговые исследования, и исследования в сфере менеджмента. В общем, учиться было интересно.
В какой-то момент мама перешла в Высшую школу экономики и своими рассказами об этом вузе заинтересовала меня. Продолжая учиться в университете, я стала искать вакансии в Вышке и нашла подходящую на факультете менеджмента. Устроившись на работу, я увидела изнутри, как устроен в Вышке учебный процесс. Мне понравилась корпоративная культура ВШЭ. Понравилось, как между собой взаимодействуют сотрудники, преподаватели и студенты. Поступая сюда, студенты прекрасно понимают, что от них требуется. У них есть вся необходимая информация, которую они могут в любой момент получить в учебном офисе. Все достаточно прозрачно: и система оценивания, и преподавание дисциплин.
Работая в университете, я убедилась в качестве получаемого здесь образования, поэтому я решила поступить сюда в магистратуру. Причем для разнообразия — на факультет менеджмента
Учеба в магистратуре — это было отличное время. Я попала в дружную группу, в которой были специалисты из самых разных сфер. Особенно много — из сферы IT. Было интересно услышать мнение людей, которые имеют совсем другой опыт, и, конечно, мне нравилось учиться. Параллельно я продолжала работать на факультете, и с 2021 года, по окончании магистратуры, я перешла на кафедру общего и стратегического менеджмента. С тех пор прошло три года. Я планирую стать старшим преподавателем, а в этом году поступаю в аспирантуру — на социологию управления. Я думаю, что мне помогут знания, которые я за эти годы приобрела.
Мне интересно в академической среде. Я являюсь автором ряда книг, монографий и статей, охватывающих широкий спектр социально-экономических и образовательных тем. В этих работах рассматриваются проблемы социальной ответственности в малом бизнесе, корпоративного обучения, непрерывного образования взрослых, дистанционного образования и дополнительного профессионального обучения. При этом мой индекс Хирша как автора равен 2, что является хорошим показателем для начала научной активности и цитируемости в других публикациях.
Я думаю, Вышка — это окно возможностей. Кроме собственных проектов, мы взаимодействуем с лицеями и школами Нижнего Новгорода, проводим занятия в школах и ведем проекты школьников. С удачным проектом они могут попасть на конкурс «Эврика», участие в котором добавляет баллы к поступлению. А значит, это дополнительный шанс попасть в хороший вуз.
— После школы я хотела поступать на программу «Государственное и муниципальное управление» ВШЭ, но мне не хватило одного балла до бюджета. Зато я проходила на бюджет на социологию. Это был 2014 год, и в тот момент департамент социологии располагался в десяти минутах ходьбы от моего дома, что было большим плюсом. Из трех специализаций — методической, теоретической и экономико-социологической — я выбрала первую. Училась хорошо (на курсе первое место в рейтинге), и некоторые преподаватели стали приглашать меня ассистировать на своих курсах. Тогда же по рекомендации своего научного руководителя я стажером-исследователем пришла в Международную лабораторию сетевого анализа, где проработала три года. Параллельно на 4-м курсе я начала преподавать сетевой анализ бакалаврам в другом университете.
В магистратуре я училась на программе «Комплексный социальный анализ» (тоже социологическая), продолжила преподавать и начала задумываться над тем, чем хотела бы заниматься в будущем. Понимая, что хочу строить академическую карьеру, я собиралась окончить аспирантуру и найти место в лаборатории, которая подходила бы мне по исследовательским интересам, по загрузке и где можно работать, не являясь студентом одного из сотрудников. Как раз в тот момент шел набор в проекты программы фундаментальных исследований Института образования. На одном из научно-исследовательских семинаров у нас побывала директор Центра исследования современного детства с рассказом о том, чем занимается их центр. Я тогда подумала, что мне нравится анализ данных, мне интересно благополучие детей и подростков, а у центра как раз был такой проект, и я подала заявку.
После защиты диссертации я продолжила работать в центре и преподавать. Причем со значительным перевесом в сторону преподавательской работы. У меня сейчас порядка 50 студентов на курсовых и ВКР (выпускная квалификационная работа). Это значительно выше норматива. Но если студент талантливый, почему бы не уделить ему время. Да, мои ресурсы не бесконечны, но пока мне это нравится, и я справляюсь с таким темпом работы. Более того, я вместе со своими учениками участвую в различных конкурсах проектных групп. Некоторые из них работают как стажеры или практиканты в Институте образования наряду с моими однокурсниками и даже одногруппниками по бакалавриату или магистратуре. В Институте образования очень много социологов, всегда приятно видеть там знакомые лица.
Что касается задач, которые я решаю в центре, они очень разные.
В Институте образования недостаточно просто писать хорошие научные публикации. Есть много проектов, цель которых — помощь государству и обществу
Мне нравится делать исследования и готовить собственные публикации. Единственный момент: когда ты выигрываешь конкурс, помимо научных изысканий, приходится заниматься отчетностью, и это для меня самая нелюбимая часть проекта, к которой я, честно говоря, не была готова. Поэтому, когда я разговариваю со своими студентами об академической карьере, я стараюсь им объяснять, например, что, когда ты пишешь статью в хороший зарубежный журнал, до публикации может пройти пять-шесть лет, что нужно терпение, и многие другие нюансы. Если говорить про юных ученых, мне кажется важным тактично, но без приукрашивания объяснять им специфику научной работы и всячески их поддерживать в начале пути.
— Для исследователя я достаточно поздно пришла в науку. По первому образованию я специалист по связям с общественностью. В 2010 году я окончила Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. Думаю, что выбор первой профессии не был осознанным, а был скорее продиктован желанием просто получить высшее образование. После окончания университета я долгое время работала по специальности в разных организациях, которые так или иначе имели отношение к социальной сфере и помощи уязвимым группам (НКО, социальное предпринимательство). Мне нравилось работать с людьми, писать тексты, организовывать мероприятия (что я, кстати, делаю и сейчас). Однако пиар, по моему мнению, сфера специфическая, и со временем я поняла, что в профессии не развиваюсь. Надо было что-то менять.
Мне всегда нравилось заниматься наукой: в студенческие годы я состояла в СНО, участвовала в конференциях. Но тогда я еще не думала и не понимала, что наукой можно заниматься профессионально
В моей голове существовал традиционный трек: получил образование — иди работать. И все.
Но с наступлением профессионального и личного кризиса я стала задумываться о смене профессии. Один из очевидных вариантов перепрофилирования — получение дополнительного образования. Где-то в 2016–2017-м я узнала, что имею право обучаться в магистратуре на бюджете. Тогда же я узнала, что есть крутой университет — Высшая школа экономики. Выбор был между двумя программами — связанной с маркетингом (сейчас ее уже нет) и с социологией (самая замечательная в мире магистратура «Современный социальный анализ»), но ни туда, ни туда я в первый раз не поступила. Не хватило баллов по портфолио. Ко второму заходу я уже знала, что хочу учиться социологии, и заранее позаботилась увеличить баллы по портфолио: получила языковой сертификат, доработала резюме и выступила на конференции. И поступила.
Я надеялась, что вечерний режим занятий позволит мне совмещать учебу с работой. Но это было заблуждение (может быть, у кого-то получается совмещать, но это не мой вариант). В результате я не успевала нигде и через месяц потеряла работу. Как раз в этот момент произошло одно важное для моей карьеры ученого событие. Для его описания потребуется небольшая преамбула. Поступая в магистратуру, я знала, что пойду и в аспирантуру и свяжу свою жизнь с наукой. Если уж менять жизнь, то капитально. Поэтому я основательно подошла к выбору темы, чтобы потом ею же заниматься в аспирантуре.
Для меня такой темой была тема бездомности. У меня был опыт работы в благотворительности, я волонтерила в «Ночлежке» и хотела исследовать бездомность дальше. И еще меня интересовали гендерные исследования. Оставалось найти научного руководителя для курсовой. Мне посоветовали написать Надежде Андреевне Нартовой, чья сфера научных интересов также включала гендерные исследования. В тот день, когда меня уволили с работы, я получила не очень высокую оценку по одному из предметов в магистратуре, и в целом было несколько несданных хвостов. И вот сижу я очень грустная — безработная, в магистратуре ничего не получается. И я решаю: я прошу Надежду Андреевну стать моим научным руководителем, и если она отказывается, значит, социология тоже не мое. Я написала ей подробное письмо с описанием идеи исследования и стала ждать. Спустя очень короткое время она мне ответила, что меня берет (спойлер: мы вместе написали курсовую и ВКР, и это стало для меня очень классным опытом).
Так, как бы пафосно ни звучало, одно письмо очень сильно изменило мою жизнь. Если в начале магистратуры учиться мне мешала работа, смущало отсутствие базового социологического образования, которое было у многих моих сокурсников, и то, что я их старше, то теперь я активно включилась в процесс, участвовала в разных мероприятиях. И уже буквально в декабре меня пригласили на собеседование в Центр молодежных исследований (многие преподаватели качественного трека моей магистерской ОП работают в ЦМИ). В центре я начинала со стажера-исследователя в проекте по исследованию крафтовых предпринимателей Петербурга в креативных пространствах. На следующий год участвовала в проекте «Взросление российской молодежи в XXI веке».
А дальше все как в тумане… Конференции, поступление в аспирантуру, экспедиции… Спустя несколько лет я начала преподавать, стала младшим научным сотрудником ЦМИ.
Буквально на днях я прошла предзащиту кандидатской диссертации и теперь готовлю документы в диссертационный совет.
— Одна из особенностей Высшей школы экономики — это погружение в академический карьерный трек еще до этапа выпуска. Студенты видят вдохновляющие примеры преподавателей и научных руководителей, приобретают первый опыт участия в конференциях, подают заявки на конкурс НИРС, знакомятся с работой лабораторий и научных центров на этапе практики или подготовки ВКР. Будущий сотрудник проникается корпоративной культурой и становится амбассадором HR-бренда Вышки еще на стадии студенчества. Это дает возможность учебным и научно-исследовательским подразделениям получить ценного и перспективного специалиста до того, как он выйдет на научный рынок. Подобные вовлеченные и заинтересованные кадры укрепляют бренд Вышки как работодателя в области науки, развивают ее корпоративную культуру и усиливают привлекательность наших вакансий для внешних соискателей.
Одна из положительных тенденций последних нескольких лет, которую отмечает Управление развития персонала, — огромный интерес активных студентов к началу и развитию карьеры не только в научных подразделениях Высшей школы экономики, но и в административных. Наше подразделение предоставляет широкий спектр интересных вакансий и проектов (от документооборота и юриспруденции до IT и креативных специальностей), среди которых каждый студент или выпускник Вышки сможет найти для себя интересное предложение.
Актуальные вакансии Вышки — тут.
Направить резюме в кадровый резерв студентов и выпускников Вышки можно здесь.