До 30 июня продолжается прием заявок на Конкурс ИИ-решений студенческих ВКР. Среди студентов и преподавателей идут обсуждения целесообразности и этичности использования ИИ в дипломных работах. Своим мнением на этот счет поделились Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам, и Евгений Соколов, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН, специалист по работе с нейронными сетями.
— Сейчас Вышка впервые собирает информацию о прорастании ИИ в учебную жизнь. Само по себе грамотное использование таких инструментов, на мой взгляд, может улучшить оценку. Потому что студентам удалось сократить время на рутинные операции и больше поработать над смысловыми вещами. А вот неуказание инструментов, если они применялись и руководитель работы или члены комиссии обнаружили это, наоборот, может понизить результат. В будущем весь собранный массив данных о применении искусственного интеллекта позволит управлять и корректировать предпочтительные инструменты, используемые в образовании.
Последняя версия ПОПАТКУС объясняет детали работы с нейросетями. Так, при загрузке текста в LMS студент должен указать в специальной опросной форме все сервисы, которые он использовал. Помощники в подборе литературы и генерации картинок — не исключение.
Диапазон действий можно разделить на несколько уровней — в соответствии с их доступностью и вкладом в научную ценность.
— На мой взгляд, стоит выделить три уровня, на которых можно применять алгоритмы искусственного интеллекта. Первый — это решение рутинных задач. Например, помощь с оформлением текста. Можно также попросить сервис прочитать длинную статью и извлечь оттуда основные факты. Второй — обсуждение с моделями своих предположений и гипотез, результатов экспериментов. Здесь возможно получить неожиданные инсайты. Оба этих уровня не требуют даже навыков программирования.
Третий уровень требует от автора особых навыков, но и результат будет уникальным и имеющим наибольшую научную ценность. Это может быть применение предобученных алгоритмов искусственного интеллекта. Например, систем для распознавания речи и ее генерации, перевода текстов, которые помогают эффективнее работать с записями интервью. К этому же уровню относится дообучение или обучение с нуля моделей, которые могут классифицировать изображения для конкретной задачи. Например, чтобы находить предмет на фотографиях и таким образом анализировать большое количество материалов.
За высокие навыки работы с нейросетями выпускники бакалавриата и магистратуры 2024 года могут претендовать на особые стипендии и образовательные интенсивы за счет университета. Для этого нужно принять участие в Конкурсе ИИ-решений студенческих ВКР: загрузить свои материалы и отчет обо всех использованных при написании работ ИИ-инструментах. Сделать это можно до 30 июня на сайте конкурса.