В июле были подведены итоги весеннего Конкурса образовательных инноваций 2024 года. Он проводится два раза в год и дает преподавателям уникальную возможность представить свои креативные идеи и лучшие практики в области преподавания. Этой весной в конкурсе приняли участие более 45 проектов.
Конкурс проходил в четырех номинациях:
«Оригинальные решения при проведении промежуточного и итогового контроля знаний по курсу»;
«Технологии организации взаимного обучения и групповой/командной работы студентов по курсу»;
«Применение искусственного интеллекта в преподавании»;
Cвободная номинация.
Победители смогут рассказать о своих разработках всему профессиональному сообществу НИУ ВШЭ на ежегодном Преподавательском марафоне, который традиционно проходит в сентябре.
«Несмотря на сжатые сроки проведения конкурса, совпавшие с завершением учебного года, мы получили большое число заявок. Конкуренция была действительно высокой: все проекты очень интересные, и каждый участник получил полезные рекомендации от экспертов, — рассказала директор по образовательным инновациям Оксана Черненко. — Мы поздравляем победителей и приглашаем всех к участию в следующем конкурсе образовательных инноваций, который пройдет уже осенью!»
«Оригинальные решения при проведении промежуточного и итогового контроля знаний по курсу»:
Исмакаева Илиана Дамировна, Корниенко Сергей Иванович, Сенина Анна Васильевна — «Цифровое земствоведение: как студенты изучали земства».
«Технологии организации взаимного обучения и групповой/командной работы студентов по курсу»:
Власова Анна Сергеевна — «Кейс-консалтинг (проектная групповая работа студентов со взаимным групповым оцениванием и обратной аналитической связью)»;
Родоманченко Аида Сергеевна, Сорокина Елена Владимировна — «Командная игра для погружения в мир международного делового общения»;
Терников Андрей Александрович — «Расширение функционала SmartLMS для взаимного оценивания и обратной связи студентов».
«Применение ИИ в преподавании»:
Гуленков Илья Васильевич — «“GPT как соавтор” в командной работе студентов: анализ результатов внедрения в курс макроэкономики»;
Иванова Анастасия Владимировна, Виноградов Андрей Борисович — «Реализация эффективного и вовлекающего в работу очного семинарского занятия в формате обучающей бизнес-игры (с элементами перевернутого класса с использованием возможностей больших генеративных моделей, инструмента сквозной и точечной геймификации для проведения отдельного тематического занятия)»;
Кучеренко Светлана Николаевна, Горина Ольга Григорьевна, Камнева Лариса Эдуардовна — «Обучение английскому языку для специальных целей с применением технологий корпусной лингвистики и искусственного интеллекта»;
Маткин Никита Андреевич — «Реализация RPG-игры с использованием генеративного ИИ»;
Стальская Софья Станиславовна — «Использование ИИ студентами в процессе обучения по предмету “Стратегии создания текста. Базовый курс”».
Свободная номинация:
Варламова Юлия Валерьевна — «Применение практики “Сторителлинг” (Storytelling) и использование искусственного интеллекта (ИИ) для сопровождения и отработки навыков письма»;
Завертяева Марина Александровна, Иванов Егор Александрович, Полякова Ирина Юрьевна — «Предсказуемая иррациональность: интерактивная игра “Борьба с коррупцией” как способ изучения поведения агентов»;
Камнева Лариса Эдуардовна — «Интеллектуальная игра “Jeopardy!” для реализации методов интерактивного обучения с применением технологий искусственного интеллекта (на примере дисциплины “Английский язык. Подготовка к международным экзаменам”)»;
Карпинская Эмилия Олеговна, Давий Анна Олеговна — «Academic phrase bank: “база знаний” / ресурс для написания ВКР»;
Лечич Никола Добривоевич, Жуматина Майя-София Дмитриевна — «“Концептуальное прототипирование” — методика проектной творческой работы, включающая использование нейросетей для генерации изображений» (методика применяется в обучении философии современного искусства как способ перехода от теоретической оптики к практической и обратно);
Малофеева Татьяна Николаевна — «Использование учебной аналитики “СмартЛМС” для повышения эффективности обучения»;
Маркин Максим Евгеньевич — «Экономико-социологические прогулки по Москве».
Старший преподаватель департамента операционного менеджмента и логистики Высшей школы бизнеса
— Я побеждала в конкурсе Фонда образовательных инноваций пять раз подряд и могу с уверенностью сказать: главное, что мне дал конкурс, — это привычка проводить рефлексию тех наработок, которые я придумываю и использую. Причем рефлексию я провожу не только самостоятельно, но и обязательно привлекаю к этому процессу студентов, ведь они являются конечными пользователями разработок. Анализ проводится как на этапе придумывания идеи (например, нового формата ведения пар или изменения подхода к оцениванию), так и после использования разработки: оценка изменений образовательных результатов, поиск узких мест, разработка вариантов адаптации для других предметов и образовательных программ и т.п.
Старший преподаватель департамента иностранных языков Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств
— Участие в конкурсе ФОИ открывает большие возможности как для преподавателей, так и для студентов. Преподавателям он позволяет развиваться профессионально, идти в ногу со временем, понимать интересы и запросы студентов, чувствовать себя уверенно на занятиях. Если взять, например, разработки по искусственному интеллекту, становится очевидным, что использование ИИ отражается на привычках студентов и связано с получением информации. Этот факт невозможно игнорировать на современном этапе образования. Выигрышно в данной ситуации сфокусироваться на плюсах и заставить ИИ работать на благо студентов.
Работа над инновациями стимулирует меня постоянно изучать и изменять организационный подход и методологию построения конкретного занятия. Всегда познавательно открывать дисциплину заново. Для меня важным вопросом всегда была междисциплинарная преемственность, развитие методики преподавания моей дисциплины с привлечением смежных. Через участие в конкурсах фонда мне как раз удалось раскрыть свой творческий потенциал и выявить точки междисциплинарного соприкосновения при реализации дисциплины.
Что касается студентов, применение инновационных разработок, одобренных ФОИ, в курсе не оставляет студентов один на один с трудными заданиями, позволяет избежать волнения в ожидании оценок, помогает сконцентрироваться на процессе обучения, активно участвовать в обсуждениях, пробовать свои силы в индивидуальных заданиях, получать поддержку со стороны коллег и преподавателя, закреплять изученный материал.
Доцент департамента компьютерной инженерии МИЭМ
— Я участвовал в конкурсе ФОИ несколько раз. Для меня это была возможность зафиксировать в виде текста идею и результаты инновации, которую мы с моим аспирантом по наитию сделали в рамках подготовки нового учебного курса. Это такой способ приподняться над «полем боя» и оценить получившийся результат в первую очередь для самих себя. Конечно, комментарии экспертов и возможность потом представить свою идею перед аудиторией преподавателей тоже были приятным дополнением.
Мне понравилась относительная открытость и прозрачность процедуры участия в конкурсе, а также возможность показать свой результат специалистам разного профиля. При этом подготовка заявки не требует значительных вложений времени.
Доцент департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента
— В первую очередь конкурс позволяет расширить сеть контактов и познакомиться с прорывными идеями коллег, так как предполагает презентацию своих результатов на Преподавательском марафоне. Второй важный момент — это систематизация своих инноваций в учебном процессе для использования их другими преподавателями. Очень часто на это не хватает времени и мотивации, а конкурс как раз стимулирует такую деятельность. Плюс обратная связь рецензентов, которая очень помогает усовершенствовать свой материал.