Высшая школа экономики гордится своими выпускниками. К окончанию учебы большинство уже разбирают работодатели. Многие вышкинцы быстро поднимаются по карьерной лестнице и в принципе находят себя в жизни. Сегодня сотрудники ВШЭ, сами окончившие Вышку и сейчас работающие с выпускниками, рассказывают, почему важно держать связь «университет — выпускник».
— В Высшей школе экономики я оказалась в 2019 году, когда поступила на магистерскую программу «Городское развитие и управление». До этого был бакалавриат в Пермском государственном университете. Я специализировалась на организации работы с молодежью, так что я работаю по профессии.
На самом деле я с самого начала хотела учиться в Вышке, но не получилось, и магистратурой в НИУ ВШЭ в Петербурге я закрыла этот гештальт. Когда учеба закончилась, я задумалась о том, чем хотела бы заниматься дальше, и тогда моя подруга показала мне вакансию в Центре развития карьеры. Я пришла в центр в 2021 году менеджером и за четыре года стала директором подразделения.
Круг моих задач, конечно, за это время значительно вырос, но я продолжаю заниматься работой с выпускниками — тем, с чего я начинала. Наша цель — создать сообщество. Я не имею в виду некую юридически оформленную организацию или ассоциацию выпускников. Я говорю об объединении наших выпускников-вышкинцев на основании их профессиональных интересов.
Когда я только пришла в центр, сразу отметила, что среди выпускников есть тренд и желание возвращаться в университет в качестве наставников, экспертов. Общаясь со студентами, они как бы продлевают композицию своего студенчества
И я решила, что было бы здорово привлекать выпускников — лидеров проектов в кампус для создания собственных мероприятий и длительных проектов, в которых они бы взаимодействовали со студентами.
В какой-то момент я познакомилась с выпускницей Анастасией Корчагиной, и мы сделали проект сообщества выпускников Orientation Week: от выпускников — первокурсникам. Третий год подряд в начале осени, когда к нам приходят новые студенты, выпускники рассказывают им о том, какие карьерные треки здесь возможны, какие занятия и дисциплины помогли лично им, какие профессиональные области они избрали. Важно, чтобы первокурсники поняли, что можно работать по специальности и выбирать классический для образовательной программы карьерный проект, а можно — какую-то смежную область. Или, например, заниматься наукой. Думаю, за три года на встречах с выпускниками побывало порядка тысячи первокурсников.
Второй наш проект называется Alumni Advice. Этот проект мы запустили с еще одним нашим выпускником — Егором Акимовым. Alumni Advice также вдохновлен идеей выхода выпускников к студентам и посвящен консультированию студентов по составлению качественного резюме и сопроводительных писем. Дело в том, что Егор, сам будучи студентом, ощущал нехватку подобных консультаций, и ему показалось, что это было бы отличной идеей — организовать месяц карьерных консультаций от выпускников для студентов. Здесь и вопрос нетворкинга решается, и вопрос профессиональной ориентации студентов. Ну и для самоощущения выпускников это тоже важная история и повод познакомиться с новым поколением вышкинцев. В этом учебном году Alumni Advice пройдет в третий раз (мы обычно берем март для месяца карьерных консультаций). Надеюсь, побьем рекорд. Например, в прошлом году более 40 выпускников стали генеральными консультантами!
— Будучи на четвертом курсе бакалавриата Карагандинского государственного университета, я узнала про Высшую школу экономики и ее олимпиаду для тех, кто поступает в магистратуру. Тогда я изучала международные отношения, поэтому выбрала олимпиаду по этому направлению и выиграла ее в Казахстане. Это гарантировало мне бюджетное место в университете, и я решила: НИУ ВШЭ — тот вуз, где я хотела бы продолжить обучение.
Так я поступила на магистерскую программу «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» факультета мировой экономики и мировой политики. Руководил ею, как и сейчас, известный эксперт-международник, профессор Тимофей Вячеславович Бордачев. Программа очень сложная, комплексная, готовит аналитиков в сфере международных отношений.
В 2017 году, после выпуска, я стала менеджером проектов в журнале «Россия в глобальной политике», где стажировалась еще студенткой, а через два года тогдашний декан ФМЭиМП ВШЭ пригласил меня на должность ивент-менеджера. К тому моменту у меня уже был внушительный опыт организации научных и экспертных мероприятий, а в науке о международных отношениях встречаться, дискутировать очень важно. Весь следующий год я совмещала работу в журнале и на факультете, а осенью 2020 года меня пригласили на должность заместителя декана по работе с абитуриентами и выпускниками нашего факультета. Мои прежние обязанности ивент-менеджера никуда не делись, кроме того, появилась масса другой работы. Например, наш новый декан Анастасия Борисовна Лихачева попросила меня взять на себя студенческую внеучебную деятельность.
К январю 2022 года стало понятно, что такое количество задач — факультет у нас большой, 3 тысячи студентов — необходимо систематизировать. У меня возникла идея создать на факультете центр, который занимался бы организацией мероприятий и проектов для абитуриентов, поддерживал бы связи с выпускниками и курировал бы студенческую внеучебку. Так был создан Международный креативный центр «Абитуриент. Студент. Выпускник».
Если говорить о выпускниках ФМЭиМП, то они успешны во многих областях: в госсекторе, в корпорациях, в бизнесе, в СМИ, поступают в магистратуры в России и за рубежом, продолжают развиваться в различных направлениях. Для того чтобы познакомить наших студентов с выпускниками, мы организовали несколько проектов: например, «Мэтроном», куда приглашаются мэтры — ведущие специалисты в сферах экономики, международных отношений и регионоведения. А в этом году мы запустили карьерную менторскую программу, где участвуют ментор (эксперт-выпускник), который хочет поделиться своим опытом, и менти (чаще всего студент), желающий развиваться и найти наставника. Программа уже отработала сезон и показала прекрасные результаты в виде получения офферов из компаний выпускниками — участниками проекта.
Самое важное — понимать, что абитуриент, студент и выпускник — три ипостаси одного и того же человека
Мы верим, что своего выпускника нужно растить с момента, когда он еще является абитуриентом, когда мы ему рассказываем, чем хороша Вышка. А когда он уже студент, мы его привлекаем к участию в разных проектах. Это повышает его лояльность факультету в будущем. Одним словом, растим и воспитываем нашего выпускника.
— Моя история в Вышке началась в 2011 году, когда я пришла на курсы по подготовке в магистратуру. Окончив их, я поступила на магистерскую программу факультета прикладной политологии. Эта программа была разделена на два трека: один был с уклоном в политологию, второй — в коммуникации, его я и выбрала.
Мне нравилась идея совмещать учебу и работу внутри Вышки. Моя первая должность в Вышке — специалист по учебно-методической работе на кафедре интегрированных коммуникаций. Я общалась со студентами по учебным вопросам, вела сайт подразделения, мы только-только начинали развивать социальные сети. Удивительно вспомнить, тогда не было различных электронных сервисов, без которых сейчас сложно представить Вышку: выпускники сдавали сброшюрованные дипломные работы и диски на кафедру.
В 2014 году я окончила магистратуру, но настолько втянулась в атмосферу Вышки и рабочие процессы, что решила продолжить развиваться в университете. В этом же году в Вышке начинается создание так называемых больших факультетов. Отделение интегрированных коммуникаций в составе большого факультета коммуникаций, медиа и дизайна становится департаментом и переезжает в здание в Малом Трехсвятительском переулке. За 10 лет работы в НИУ ВШЭ никогда не становилось скучно, потому что всегда было много разноплановых задач. Мы запустили новые образовательные программы, провели международную конференцию по коммуникациям, создали студенческий актив, который стал основой существующей сейчас факультетской студорганизации INCOMMUNITY, придумали интересный формат тематических дней открытых дверей, создали свой волонтерский актив, провели несколько весенних школ для коллег из пермской Вышки и более тысячи внеучебных мероприятий для студентов.
В 2022 году департамент интегрированных коммуникаций стал Школой коммуникаций, а внутри появился отдельный Центр по работе со студентами и выпускниками. Это позволило сфокусировать усилия на создании разноплановой внеучебной активности для студентов и качественной работе с выпускниками.
Выпускники — это одна из самых сложных и вместе с тем интересных целевых аудиторий. И не только у нас. Она очень точечная, очень личная. За их внимание приходится бороться. Во многом коммуникация с выпускниками — это продолжение выстроенных отношений внутри студенческого сообщества. Но на одной ностальгии, желании повидаться с однокурсниками и педагогами не выстроить длительное сотрудничество. Сейчас мы пробуем разные форматы, смотрим, что заходит выпускникам, на что они активно откликаются, стараемся их интегрировать в разные мероприятия, создавать традиции. Приятно, что ребята возвращаются со своими идеями, предлагают вакансии и места практик для наших студентов, охотно приглашают студентов в гости в свои агентства. Со своей стороны мы привлекаем выпускников на приветственные встречи первокурсников, дни открытых дверей, мастер-классы. Ребята с большим удовольствием делятся своим опытом и экспертизой. Мы развили эту историю и провели первую конференцию выпускников, спикерами и участниками которой стали выпускники разных лет. Мы стремимся к тому, чтобы альма-матер оставалась для ребят интересной, поддерживающей и способствующей дальнейшему личному и профессиональному росту.
— Я отучилась четыре года на программе «Журналистика». За время обучения я поняла, что не хочу заниматься журналистикой, за это время я приобрела очень ценные знания и навыки в области медиакоммуникаций. По окончании университета, когда я была в поиске работы, я увидела открытую вакансию в Центре по работе с выпускниками (ВШЭ Alumni). Поскольку за эти годы Вышка стала для меня родной и мне было грустно покидать свою альма-матер, я решила начать свой карьерный путь именно здесь.
Я попала в потрясающую команду. Когда я только пришла в центр, я отвечала только за соцсети. Сейчас я курирую программу менторства и вместе с коллегами организую такие мероприятия, как «Лекторий выдающихся выпускников», «Премия выдающихся выпускников», а в июне мы провели большой водно-спортивный фестиваль «Паруса Москвы». Этот фестиваль мне и коллегам особенно полюбился, и мы хотим сделать его ежегодным. Согласитесь, не каждый день на площадке под открытым небом собираются сотни выпускников, студентов и сотрудников Вышки.
Отдельное удовольствие — видеть, как выпускники, некоторые уже со своими семьями, возвращаются в университет и вновь с горящими глазами окунаются в это комьюнити. В такие моменты понимаешь, что слоган «вышкинец однажды — вышкинец навсегда» — это не пустые слова
В этом, я думаю, уникальность Вышки — она всегда рада возвращению выпускников в альма-матер. Даже если ты уже не учишься в университете, ты можешь получить карточку выпускника и в любое время приходить в учебные корпуса, чтобы посетить любое мероприятие или поработать в коворкинге выпускников (такой тоже есть). У нас есть много чатов по разным направлениям, где выпускники ежедневно обмениваются своим профессиональным и жизненным опытом, помогают друг другу или просто скидывают прикольные мемы. То есть после окончания вуза ребята не только не теряют контакт друг с другом, но и находят новых знакомых, коллег и даже друзей.
Работая с выпускниками Вышки, я чувствую, что помогаю им сохранять связь с университетом и единомышленниками, это очень ценно.
— Ежегодно Высшая школа экономики выпускает около 10 тысяч сильных, конкурентоспособных специалистов в области науки, преподавания, IT, госслужбы и креативных индустрий. То, что часть из них предпочитает Высшую школу экономики другим игрокам рынка и выбирает ее в качестве института развития карьеры, свидетельствует о востребованности HR-бренда Вышки среди выпускников.
Значительную роль в формировании положительного образа университета как работодателя играют факультеты, научные, административные подразделения, которые нанимают студентов в качестве учебных ассистентов, младших научных сотрудников и менеджеров: происходит первое знакомство с HR-брендом Вышки. По данным наших коллег из отдела аналитики Управления развития персонала, в Высшей школе экономики на постоянной основе работают 3843 студента — это около трети сотрудников Вышки. Долгосрочная, системная коммуникация с выпускниками Высшей школы экономики и организация их возвращения в университет блестяще выстраиваются командой Центра по работе с выпускниками ВШЭ Alumni под руководством Ольги Гаевской и выпускническими подразделениями на факультетах.
Наша команда отдела подбора и оценки персонала рассматривает выпускников Вышки как особенно ценный кадровый резерв. Данные сотрудники владеют самыми актуальными знаниями и навыками, знают проекты, процессы и темп работы Вышки со студенческой скамьи — это позволяет им включаться в работу быстрее, чем специалистам с рынка, а также успешно адаптировать новых коллег. Основная задача нашей команды — формировать в университете условия, которые вдохновят выпускников продолжать строить карьеру в Вышке и продвигать ее HR-бренд на более широкую аудиторию.
Ольга Гаевская, начальник Управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками НИУ ВШЭ
— Мы видим у выпускников желание возвращаться в университет в разных ролях: в качестве сотрудника, исследователя, работодателя, ментора, абитуриента, заказчика, участника мероприятий, дарителя.
Мы также замечаем, что выпускники возвращаются в Вышку семьями и стремятся к тому, чтобы их дети тоже учились в Вышке. Важно понимать, что студентами Вышки становятся ребята, которые разделяют ценности университета, университет — это не только получение знаний, это и место, которое объединяет людей, схожих по духу. То, что получает студент с первого дня обучения, сопровождает и воспитывает его в течение всего периода обучения до самого выпуска, и с этим он идет дальше по жизни. Именно поэтому вышкинец всегда узнает вышкинца, даже если они учились на разных программах и в разные годы. Этим и сильно наше университетское сообщество.