• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«ФДП для меня стал трамплином в Вышку»

1 октября — начало нового учебного года на факультете довузовской подготовки, который в этом году отмечает свое 30-летие

© Высшая школа экономики

Факультет довузовской подготовки НИУ ВШЭ (ФДП), основанный 16 сентября 1994 года, в этом году отмечает свое 30-летие. С юбилеем факультет поздравляют коллеги и его выдающиеся выпускники.

Вячеслав Башев

проректор НИУ ВШЭ

— Коллеги, от всего сердца поздравляю вас с 30-летием. Друзья, вы делаете великое дело для своих учеников, которые проникаются атмосферой университета, обретают вкус к новым знаниям, раскрывают свои таланты и пишут свою судьбу. Вы помогаете семьям, родителям обеспечить ребенку безопасное развивающее и поддерживающее пространство. Для университета вы воспитываете сильных абитуриентов, формируете особое сообщество молодых людей, которым предстоит строить будущее нашей страны. Вот уже 30 лет вы отлично справляетесь с этой миссией, и причина, думаю, в том, что вы смотрите в глаза будущему каждый день, делитесь с будущим энергией, временем, знаниями и опытом. Желаю вам вдохновения, энергии, вовлеченных единомышленников и великих выпускников. А по-другому и не может быть.

Сергей Пекарский

к.э.н., PhD in Economics, ординарный профессор, декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ

— Я учился на подготовительных курсах ФДП для поступающих в магистратуру в 1995/96 году. По первому образованию я прикладной математик, окончил МИЭМ, поэтому занятия по математике были для меня не так важны. А вот лекции по экономике имели большое значение. Микроэкономику читала Светлана Борисовна Авдашева, ныне моя коллега и руководитель департамента прикладной экономики, а макроэкономику преподавали Марина Евгеньевна Дорошенко и Лев Львович Любимов, который позже стал моим ментором, наставником. Благодаря этим занятиям я поступил в магистратуру Вышки и, будучи студентом 2-го курса магистратуры, развил активную преподавательскую деятельность, в том числе и на ФДП. Сначала вел семинарские группы, потом постепенно стал лектором, и в какой-то пиковый год, уже не помню в какой, я читал четыре потока из шести.

Не все педагоги были готовы в университете работать с детьми. У меня было несколько мотивов. Во-первых, это был дополнительный заработок для молодого преподавателя, и это было важно. А второе — мне действительно было интересно читать школьникам, не менее любознательным и мотивированным, нежели студенты. Молодые люди первой половины 2000-х годов были очень заинтересованы в освоении предметов и обладали важным качеством, которого часто не хватало последующим поколениям. Они относились к преподавателю с доверием, они доверяли образовательному содержанию, исходили из того, что, раз этому учат, значит, это важно. Современные студенты — может быть, это тоже неплохое качество — исходят из того, что им самим виднее, какие компетенции им нужны. А тогда студенты относились к обучению с доверием, и это был очень интересный диалог. И, наконец, третья и не последняя по значимости причина заключается вот в чем. Я, безусловно, благодарен тем, кто меня учил экономике на подготовительных курсах и в магистратуре, но окончательно экономическое мышление я сформировал тогда, когда сам стал преподавать. Я начинал с того, что сначала просто следовал программе преподаваемых курсов микро- и макроэкономики, решал какие-то задачи, тесты. Потом я стал к этому достаточно критично относиться. Мы понимаем, что в экономике многие вопросы являются многоплановыми и что знания, которые даются школьникам и студентам младших курсов, далеко не всегда отображают действительность. Это некоторый учебный материал, а в реальности все намного сложнее. Но, понятно, нельзя школьнику свалить на голову сразу всю сложную картину мира. Я, постепенно разбираясь и погружаясь все глубже и глубже, стал искать некоторый разумный подход, чтобы, с одной стороны, не забивать голову школьникам слишком сложной многоплановой информацией, а с другой — не создавать у них догматичного и упрощенного представления об экономике. И в процессе того, как я пытался объяснить достаточно сложные для школьников вопросы экономической теории, я и сам постепенно находил для себя более полные, глубокие объяснения и, собственно, таким образом становился экономистом.

На факультете довузовской подготовки я в свое время преподавал одиннадцатиклассникам, сегодня экономику на ФДП изучают с 7-го класса, и это очень правильно. С моей точки зрения, экономика — намного более сложная материя, чем материя, допустим, физическая. Так же, как школьников начинают знакомить с теми или иными естественными науками, нужно поступать и с социальными дисциплинами, это не менее значимо для формирования экономического мышления. Чем больше полезных контактов у школьников с различными преподавателями экономики по линии ФДП, чем в большем количестве активностей участвуют школьники — курсы, каникулярные школы, олимпиады, — тем больше у них не только шансов на поступление, но и возможностей для осознанного построения карьеры.  

Я желаю факультету довузовской подготовки хороших школьников и отзывчивых преподавателей. Желаю, чтобы вот такое равновесие, когда школьники хотят учиться, а преподаватели хотят преподавать, сохранялось как можно дольше.

Алина Щербакова

кандидат экономических наук, доцент департамента мировой экономики, академический руководитель программы «Мировая экономика»

— Современным абитуриентам это представить будет трудно, но 20 лет назад поступление в университет выглядело так: пан или пропал. ЕГЭ еще не было, поэтому нужно было сдавать и выпускные экзамены в школе, и вступительные в вуз. И такую роскошь, как подать документы веером в разные вузы страны, мое поколение позволить себе не могло: нам нужно было выбрать только один вуз мечты, готовиться к поступлению именно в него, сдавать вступительные экзамены и надеяться быть зачисленным.

В моем случае совершенно точно могу сказать, что без ФДП я бы в Вышку не поступила! Несмотря на то что я училась в одном из лучших лицеев Москвы (1501-м) и окончила его с золотой медалью, для поступления в Вышку требовалось гораздо больше знаний, чем давали даже в самых продвинутых школах. Поэтому моя жизнь в 10-м и 11-м классах состояла из лицея утром и ФДП вечером, причем и в будни, и в выходные. ФДП для меня стал настоящим трамплином в Вышку, без которой я не могу представить свою жизнь! Трудно в это поверить, но Вышка со мной, а я с Вышкой уже 22 года, то есть бóльшую часть моей жизни.

Я безмерно благодарна преподавателям и администрации ФДП, которые действительно делали все для того, чтобы мы поступили в столь желанный вуз! Прекрасно помню, какими сложными были задания по математике и экономике, английскому и русскому! Но преподаватели старались научить нас не бояться трудностей и в каждом задании уметь увидеть главное, отделить его от второстепенного и быстро найти верное решение. Особо запомнились занятия А.А. Быкова, который буквально перевернул мои представления о математике и научил смотреть на нее под совершенно другим углом зрения! Также прекрасно помню лекции Е.А. Давыдовой, которая вела у нас экономику. Именно с ее помощью я в свое время увидела всю красоту этой прекрасной науки и захотела связать свою жизнь именно с ней. Также я до сих пор вспоминаю потрясающие занятия по русскому языку: мне больше всего нравились упражнения на поиск речевых ошибок. Помню, как мы долго и упорно смеялись над следующей фразой из учебника: «Эту селедку дала мне продавщица Люба. От жары она уже слегка попахивала». Кстати, пары по русскому языку были по воскресеньям, но у нас и в мыслях не было расстраиваться по этому поводу, потому что занятия всегда проходили очень интересно!

Мне хотелось бы пожелать ФДП дальнейшего процветания и подчеркнуть, что именно благодаря ему тысячи девчонок и мальчишек имеют возможность поступить в самый престижный вуз страны, а особо фанатичные из них даже связывают свою жизнь с Вышкой навсегда. Очень вас люблю! С днем рождения!

Дмитрий Коптюбенко

директор по порталу НИУ ВШЭ

— ФДП — очень приятные для меня, прекрасные времена, которые уже не детские, но еще и не взрослые. Солнце тогда светило ярче, а трава была зеленее.

Начну с 11-го класса, страшного периода перед поступлением в университет, когда я ходил в школу, а также по четвергам и субботам ездил в Вышку. Мне даже приходилось тогда прогуливать школу, чтобы дома готовиться к экзаменам. В то время был 1996 год, мне было 16–17 лет, и я с удовольствием ездил на ФДП.

Мы обучались в корпусе на Кочне. Там на седьмом этаже находилась известная потоковая аудитория, где проходили массовые лекции. Остальные помещения также создавали ощущение принадлежности к университетской жизни. Здание было впечатляющим, а особенно нам запомнилась прекрасная столовая на третьем этаже.

Более того, на ФДП всегда царила дружеская атмосфера, ты ощущал себя частью коллектива. Преподаватели относились к тебе как к взрослому, воспринимая не просто как контейнер для заполнения знаниями, а как личность.

В какой-то момент я осознал, что хочу заниматься экономикой, которая сочетала гуманитарное и логическое мышление. Мне нравилось ее изучать, я даже скачивал информацию из интернета, базовые учебники были для нас священным источником знаний.

ФДП мне очень помог в изучении программы. Однажды я даже нашел программу «Международных экономических отношений» 1-го курса и понял, что уже все это знаю благодаря обучению на факультете. Так что я шел в университет уже подготовленным.

ФДП давал веру в себя. Благодаря знаниям, полученным на ФДП, я мог не только зубрить, но и развиваться и находить друзей, что дало уверенность и силы учиться без устали.

Университет поздравляет факультет довузовской подготовки с юбилеем и выражает искреннюю благодарность всем сотрудникам — как нынешним, так и бывшим — за профессионализм, преданность делу и вклад в становление юных вышкинцев на их жизненном пути. Больше теплых воспоминаний и поздравлений в адрес ФДП читайте здесь.

1 октября

«Вышка» в Telegram