11 октября в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся юбилейный вечер факультета довузовской подготовки, организованный в формате клуба друзей. На первом этаже была оборудована фотозона для гостей, на третьем — выставка с фотографиями разных лет из истории ФДП. Лейтмотивом вечера стал слоган «Театр начинается с вешалки. Вышка начинается с ФДП», и каждый гость получил в подарок брендированную вешалку.
Программу вечера «Путешествие длиною в 30 лет» в Малом зале Центра культур открыла декан ФДП Светлана Квашонкина. Она напомнила, что один из основателей Вышки, Евгений Ясин, называл слушателей ФДП дошколятами, и пояснила, что гостями вечера стали те, кто в течение этих лет проявлял верность «дошколятам».
Факультет был создан в 1994 году, когда стало ясно, что Вышке нужен свой мотивированный абитуриент. И если поначалу «царицей» ФДП была математика (математиком был и его первый декан Вадим Шагин), то вскоре ключевую роль стали играть также экономика и право. В обязательную школьную программу они не входили, но в Вышке в 1990-х годах по ним нужно было сдавать вступительные экзамены.
«Вышка с самого начала была экспериментом. Сейчас странно представить, что мы не получали из министерства никаких ориентиров и сами придумывали, о чем спрашивать на вступительных экзаменах. Вписывали в программу то, что, как нам казалось, было самым простым», — вспоминает Елена Савицкая, во второй половине 1990-х — замдекана ФДП, разработавшая программу по экономике.
Впрочем, как заметила Светлана Квашонкина, простым это казалось самим преподавателям, а, например, на третьем курсе СПбГУ экономику изучали по учебнику Самуэльсона, который был в списке обязательной литературы ФДП Вышки.
Разработчиком программы по праву стала Наталья Ростовцева, ныне доцент факультета права НИУ ВШЭ. Она рассказала историю Сергея Литинского из Орла, который в 10-м и 11-м классе несколько раз в неделю ездил на занятия ФДП в Москву на поезде. «Он был очень усерден и в итоге поступил на наш факультет, а теперь является главным тренером команды Москвы по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по праву, мы продолжаем с ним сотрудничать. Знакомство с таким одаренным ребенком — большое счастье для педагога», — подчеркнула Наталья Ростовцева.
В числе первых слушателей ФДП был Сергей Пекарский — ныне декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Он готовился к поступлению в магистратуру Вышки, и одним из его учителей была Елена Савицкая. По ее оценке, Сергей Эдмундович запомнился ей как один из лучших «дошколят». Как сообщил Сергей Пекарский, именно тогда он принял решение заниматься макроэкономикой и истоки особого мышления, необходимого макроэкономисту, были сформированы именно на ФДП.
Следующий период развития ФДП — 2000-е годы — проходил под знаком единого госэкзамена, который вводился в экспериментальном режиме с 2001 года. «Многие тогда говорили, что ФДП больше не нужен, что мы не выживем», — констатировала Светлана Квашонкина.
Но именно в те годы факультет бурно развивался. В 2000 году в его состав вошел Институт социально-экономического образования ВШЭ, который обучал школьников и учителей на базе региональных центров. ФДП стал взаимодействовать с регионами и со школами, проводить олимпиады, в том числе заключительный этап Всероса по экономике (позже эти функции были переданы другим подразделениям Вышки). Большую роль в этой работе сыграл Лев Любимов — первый проректор, а затем заместитель научного руководителя ВШЭ.
Как рассказала Лариса Наумова, в тот период замдекана ФДП, среди победителей олимпиады 2005 года был «очень одаренный мальчик» Данил Федоров — ныне заместитель проректора НИУ ВШЭ.
«Для меня Вышка началась с ФДП, и мы все время идем рядом. Я поступил через Всероссийскую олимпиаду школьников, заключительный этап которой проводил ФДП, а моя административная работа в Вышке началась, когда я пришел в отдел Ирины Филимоновой и занялся организацией интернет-школы. Свое первое публичное мероприятие — интеллектуальную игру IQ — провел вместе с Еленой Величко, заместителем декана ФДП, 14 лет назад», — сообщил Данил Федоровых.
Центры довузовской подготовки Вышки, созданные в 2000-х в разных регионах, способствовали привлечению в университет талантливых абитуриентов. Многие центры продолжают работать и сегодня.
«В 2005 году мы начинали с десяти учащихся и с тех пор выросли до больших масштабов. Никогда не забуду, как я первый раз приехала на совещание в Москву, меня тепло встретили Григорий Гельмутович Канторович, проректор, отвечавший за довузовское образование, и Светлана Васильевна Квашонкина. Они вселили в меня уверенность, что я справлюсь, и надеюсь, что ваши надежды я оправдала», — сказала директор регионального центра довузовской подготовки НИУ ВШЭ в Воронеже Юлия Кретова.
Представитель регионального центра из Владикавказа, старший преподаватель Северо-Осетинского госуниверситета Белла Секинаева передала поздравительные адреса Министерства образования и науки Северной Осетии — Алании в честь юбилея ФДП проректору НИУ ВШЭ Вячеславу Башеву и Светлане Квашонкиной. Она отметила, что в ее вузе никогда не рассматривали Вышку как конкурента и не возражали против подготовки будущих абитуриентов, в том числе в магистратуру, ведь «детям нужно давать путевку в жизнь и они сами должны решать, где учиться».
В 2000-х годах ФДП создал первую в России интернет-школу, охватившую около 5 тысяч школьников из регионов, в течение нескольких лет издавал журнал «Модуль@hse.ru», открыл первые лицейские классы Вышки в трех московских школах. Но главным достижением тех лет, по мнению Светланы Квашонкиной, стал клуб «Эрудит», куда сначала приходили ученики 7–8-х классов, а сейчас приходят даже четвероклассники. Там обучают с помощью игровых технологий, организуют путешествия по стране и миру, тематические балы, посвященные разным историческим эпохам.
«У нас была особая идея — готовить студентов для Вышки с 7-го класса. Особый подход был к преподавателям: мы отбирали тех, кто не просто знает свой предмет, но и любит детей, умеет их заинтересовать. Спустя годы, встречая своих учеников — уже взрослых, даже кандидатов наук, я признавалась, что немного боялась идти к ним на занятия, потому что они были очень пытливыми и задавали неожиданные вопросы», — говорит Ирина Таранец, стоявшая у истоков клуба «Эрудит».
У клуба есть попечительский совет, который ранее возглавлял Владимир Автономов, до 2011 года декан факультета экономики НИУ ВШЭ. Он назвал «Эрудит» «маленьким чудом», а Светлана Квашонкина напомнила, что первый бал членов клуба состоялся в Доме Дурасова на Покровском бульваре еще до реконструкции — в зале, где сейчас проводятся заседания Ученого совета НИУ ВШЭ.
С первых дней клуб «Эрудит» работает в тесном сотрудничестве с родителями. Как отметил член попечительского совета ФДП Александр Пластинин, о факультете он узнал из интернета и привел сына, когда прием был закончен. «Ирина Евгеньевна Таранец его куда-то увела, потом вернулась с ним и сказала: “Берем!”», — вспоминает он. Его сын Евгений сделал карьеру в науке и недавно защитил кандидатскую диссертацию.
Как рассказал выпускник «Эрудита» Илья Соколов, клуб заразил его любовью к экономике, к учебе, к развитию. «Конечно, я не мог не поступить в Вышку, окончил факультет мировой экономики и мировой политики, сейчас работаю в банковской сфере. С тех времен, когда я посещал занятия на ФДП, осталось много теплых воспоминаний и много друзей, с которыми мы и сейчас поддерживаем отношения», — добавил он.
На юбилейном вечере выступили преподаватели Вышки, внесшие вклад в развитие ФДП.
Профессор Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Ирина Якушева, ранее возглавлявшая кафедру иностранных языков ФМЭиМП, рассказала, как подбирала преподавательские кадры для ФДП и сама участвовала в различных активностях, например вела бизнес-английский на летней школе, которая проходила на морском побережье, а заодно учила детей плавать.
По мнению доцента факультета экономических наук НИУ ВШЭ Елены Давыдовой, благодаря работе на ФДП преподаватели развивают навыки взаимодействия со школьниками. «Когда видишь родные лица выпускников ФДП среди своих студентов, душа радуется. И особенно приятно осознавать, что их стартовый уровень подготовки очень высок», — подчеркнула она.
К поздравлениям присоединились и выпускники ФДП разных лет.
Дарья Кузнецова окончила ФДП в 1998 году, поступила на факультет права НИУ ВШЭ и сейчас является ведущим экспертом Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ. По ее оценке, ФДП — это «начало любви к Вышке», серьезная подготовка, сопоставимая с лучшими мировыми образцами. «Мы вас любим, ценим, вспоминаем свою учебу и храним эти воспоминания в сердце спустя долгие годы», — сказала Дарья.
Арсений Ашомко, сделавший успешную карьеру в бизнесе, — выпускник 2004 года, также поступивший затем на факультет права. Он пришел на ФДП в 10-м классе после неудачного опыта обучения на подготовительных курсах в другом вузе. «Я почувствовал огромный контраст, влюбился в ФДП и весь следующий год был на пике своей формы. По-моему, так серьезно я больше никогда не учился. Именно тогда я понял, что не для школы, а для жизни мы учимся», — поделился Арсений.
«Обучение на ФДП было иным, чем в школе. К “дошколятам” здесь относятся как к равным, и приходится соответствовать такому статусу. Сейчас мне приятно находиться в компании одногруппников, с которыми нас объединяют воспоминания о ФДП и которые также с большим трепетом к нему относятся. Именно на ФДП у меня сформировалось желание всегда узнавать больше, чем предусмотрено обязательной программой. Спасибо, уважаемые преподаватели, за ваш труд!» — сказал студент 4-го курса Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лемперт.
За образовательный процесс на ФДП отвечают 12 человек — сотрудники, точнее, сотрудницы учебного офиса. Заместитель директора МИЭМ Андрей Абрамешин в своем поздравлении расшифровал аббревиатуру ФДП как «факультет дев прекрасных». «Мы удивляемся вашему энтузиазму, а особенно Светланы Васильевны — двигателя факультета», — добавил он.
Итоги 30-летней работы ФДП подвел проректор НИУ ВШЭ Вячеслав Башев.
По его мнению, за эти годы факультет сделал для университета много хорошего и интересного. Идеи, которые здесь зарождались, оказали влияние на развитие Высшей школы экономики, а залог успеха ФДП — люди. «Если собрались вместе те, кому интересно реализовывать такие идеи, у проекта есть перспектива и он обязательно принесет пользу», — пояснил Вячеслав Башев.
Он подчеркнул, что у любого хорошего дела обязательно должен быть лидер, и отметил, что лидером ФДП вот уже 25 лет является Светлана Квашонкина — «красивая, энергичная, а главное, очень позитивная женщина», общение с которой поднимает настроение даже в ежедневной рутине административной работы.
Вячеслав Башев напомнил, что в этом году Вышка набрала больше студентов, чем в предыдущие годы, и количество слушателей, поступивших на ФДП, также возросло. «Казалось бы, все школы Москвы уже умеют готовить к ЕГЭ, — отметил проректор. — Но наши преподаватели работают так, что даже искушенные московские школьники с удовольствием приходят к ним учиться».
научный руководитель НИУ ВШЭ
— ФДП — это win-win как для школьников, так и для нашего университета. Школьники получают институционализированную и системную подготовку по предметам и потом в 75% случаев выбирают учебу в Вышке. Это невероятно, но факт: нам удалось создать очень адресную систему подготовки, которая позволяет достичь практически полного баланса спроса и предложения в образовательном сегменте. С другой стороны, это безусловная полезность и для вуза: во-первых, мы можем де-факто оценивать общий уровень абитуриента каждого года, во-вторых — еще до старта обучения прививать культуру университета множеству школьников.
Как известно благодаря умному изречению Гераклита Panta rhei, за 30 лет изменения вполне очевидны. Я рад, что и ФДП, и сама Вышка не стоят на месте. Неизменным стоит сохранять наши принципы — конечно, не для школы. Также важнейшим принципом Вышки и ФДП в ее составе является нетерпимость к списыванию, воспитание собственной ответственности за результат и невозможности выехать только на одном виде работы — например, экзамене. Это в условиях новых технологий каждый год все сложнее, и работать с этим в строго запретительном ключе невозможно.
Надо искать механизмы, чтобы сохранять любовь к знанию у школьников. И это тоже должно быть непреложным принципом, который из года в год должен сохраняться — у преподавателей.
Желаю ФДП процветания. Школьникам — сил, усидчивости и вкуса к самостоятельной добыче истины. Преподавателям — храбрости к переменам и любви к своему делу. Руководству — радости от того, что что-то получается каждый день.