В начале ноября в Вышке на Покровском бульваре состоялась необычная презентация музыкального альбома. Группа исследователей факультета креативных индустрий (ФКИ) при поддержке кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ представила интерактивное исследование трансмедийного влияния творческих результатов на восприятие аудитории. Гостям предлагали познакомиться с новым жанром исследования, просмотреть видеоклип, сгенерированный ИИ, а также узнать, чем в эпоху нейросетей заняты композиторы.
Мероприятие в формате концерта-исследования было посвящено выходу нового альбома “RefleXions” группы W&V. Ивент открылся показом музыкального мультфильма «Отражения», созданного с использованием генеративных техник, под живое исполнение песен в стиле инди-рок из нового альбома музыкального коллектива W&V. Также гостям представили импульсный доклад о роли нарративных практик в трансмедийном продюсировании музыкальных проектов.
Владимир Гурьянов, старший преподаватель ФКИ, один из участников исследования, отметил, что при использовании искусственного интеллекта режиссерский замысел выполняется произвольно. «Но иногда создаваемые образы вызывают удивительные и интересные фантасмагорические сюжеты», — добавил он. Нейросети доступны и дают возможность задуматься о предпочтениях человека — почему он зачастую выбирает более простой для понимания материал, уверен Владимир Гурьянов.
Музыкальный инди-рок-коллектив W&V представили двое его участников-сонграйтеров — профессор факультета права ВШЭ, заместитель директора кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ Руслан Будник и композитор и руководитель лейбла Media Sharks, преподаватель композиции и аранжировки на ДПО «Музыкальное продюсирование» Школы дизайна НИУ ВШЭ Евгения Евпак.
Евгения Евпак поделилась особенностями дизайна исследования и первыми итогами размещения результатов музыкального творчества на различных интернет-площадках, включая «Дзен», Rutube и «VK Видео». «Я посвятила год жизни разработке трансмедийной модели и апробации новых аудиовизуальных форм, нейросетевых мультипликационных клипов и сюжетных вертикальных видео, для упаковки и продвижения нашего нового альбома и планирую продолжать», — добавила она.
Исследователи Вышки выделяют для себя две проблемы. Во-первых, в академическом дискурсе недостаточно широко артикулирована тема продюсирования музыкальных коллективов с помощью трансмедийных моделей, в том числе с применением генеративных нейросетевых мультфильмов и иных синтетических форм современного искусства. И во-вторых, правовое регулирование охраны голоса как личного блага является сложной задачей, требующей более точного определения этого феномена в будущей норме закона, которая не решается проведением простой аналогии с охраной изображения гражданина.
Руслан Будник презентовал свою ремесленную концепцию авторства, которая предполагает, что в ближайшем будущем наступит момент, когда новые произведения литературы, науки и искусства будут по умолчанию считаться созданными генеративными средствами без участия человека и, как следствие, неохраноспособными. В этой связи механизм присвоения авторских прав необходимо принципиально пересмотреть. Авторские права на произведения должны возникать лишь у тех авторов, которые смогут доказать человеческое происхождение созданных ими творческих продуктов. Таким образом, возрастает роль исполнительской составляющей в творчестве, поскольку исполнение собственного произведения станет наиболее эффективным способом доказательства его создания человеком с соответствующими правовыми последствиями в виде обретения авторских прав на него.
В финале гостям представили новый синтетический жанр, сочетающий в себе исследование и развлечение и названный Research Entertainment (концерт-исследование). Это первый опыт, когда исследование влияния трансмедийной коммуникации на публику проводилось через авторский материал в форме концерта. Группа W&V выступила в атриуме корпуса на Покровском бульваре, и зрители в реальном времени могли делиться впечатлениями относительно фонового видеоряда, также воспроизводимого в процессе выступления группы и сгенерированного ИИ. Как отмечает Евгения Евпак, живой концерт являлся эмпирическим подтверждением концепции ремесленной модели авторства, созданной Русланом Будником.
Гости поделились впечатлениями от ивента.
Елене Бойковой, сотруднице лейбла «Первое музыкальное», понравилась красивая музыка и научно-познавательная подача. Она отметила, что вдохновилась на дальнейшее ознакомление с проектом и связанными темами.
Ольгу Сыч, выпускницу аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, впечатлила атмосфера свободы самовыражения. «Очевидно, что участники группы горят своим делом, и это передается слушателям. Приятно, когда находишь такой источник вдохновения и можешь сбежать от повседневности», — сказала Ольга.
Автор текста: Софья Симина, 4-й курс ОП «Реклама и связи с общественностью»