Рынок труда стремительно меняется. В условиях дефицита кадров компании прилагают усилия, чтобы вырастить нужных им сотрудников и создать для них максимально комфортную среду. Командообразование для эффективного функционирования компании стало темой очередной встречи дискуссионного клуба «Самовар».
«Успех любой организации зависит от той команды, которая работает внутри нее. Кадры решают все. Но для этого их нужно соответствующим образом настраивать, растить, стимулировать, поощрять и много чего другого», — подчеркнул, открывая мероприятие, директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ Роман Левкович.
Создание комфортной среды для успешного развития сотрудников — это один из приоритетов работы кадровой службы Вышки, рассказал начальник Управления развития персонала НИУ ВШЭ Игорь Загрецкий. Большое внимание уделяется обучению и мотивации персонала.
«Мы взаимодействуем с большим количеством разных подразделений и там в числе прочего проводим диагностику команд, смотрим, как команда себя проявляет, какие стратегии выстраивания коммуникаций она проводит в точке А, и даем рекомендации для того, чтобы она пришла к точке Б. Насколько я знаю, раньше эта работа проводилась достаточно точечно, а сейчас мы выводим ее на системный уровень. Мы начали замерять такие показатели, как удовлетворенность, лояльность, вовлеченность аудитории. И мы идем в сторону тестирования функциональных ролей, стараемся добавлять инструменты, которые позволяют выявить, кто действительно нужен команде», — рассказал Игорь Загрецкий.
Какими же качествами должен обладать перспективный кандидат для того, чтобы быть успешным в команде? Ключевой чертой менеджера, который приходит в компанию, является соответствие корпоративной культуре, убеждена руководитель департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Марина Олешек. «Любая компания является живой: у нее есть какие-то принципы, какая-то логика. И, как ни странно, чем дольше живет компания, чем она более интересная, тем однотипнее люди внутри нее. И если чувствуешь атмосферу и видишь людей, которые тебе на редкость дискомфортны, то результата не достичь, твой опыт здесь не пригодится», — пояснила она.
Из зала поинтересовались: как работодатели воспринимают обучение сотрудников — как способ повышения их целевых показателей или как возможность для роста самой компании?
Есть организации с приоритетом на удержание, а есть — на поточный подбор новых специалистов, ответил Игорь Загрецкий. Сейчас работодатели движутся в сторону кандидата, но есть и те, где подбор новых сотрудников превращается в конвейер.
При этом нулевая текучесть — тоже плохо, полагает Марина Олешек. Это показатель застоя и стагнации. Когда совсем нет текучки кадров, компания перестает развиваться. Персонал настолько привыкает друг к другу, что теряет скорость и качество, перестает воспринимать новое. «Есть международная статистика, которая используется в эйчаре: 10% персонала любой компании каждый год падают в болото, перестают быть активными, превращаются в такого крокодила, который покрывается ряской и замирает. Мне приходилось заниматься оптимизацией численности и трансформировать компании для того, чтобы изменить эту ситуацию. И после такой спячки приходилось увольнять до 70% персонала. Иначе компания не перестраивалась, не шла вперед, не развивалась. По-человечески это очень некомфортно, но результаты были совершенно феерическими. Поэтому главная рекомендация — не падать в болото», — подчеркнула она.
Роман Левкович поинтересовался, есть ли какие-то базовые принципы формирования успешной и эффективной команды. Ничто так не объединяет людей, как совместная деятельность — и в трудовых, и в нетрудовых задачах, ответил Игорь Загрецкий. «Один из эффективных методов — вовлечение в общее обсуждение, это максимально практическая история, когда и работники могут проявить себя, и для руководителей это отличная возможность увидеть их скрытый потенциал», — добавил он.
Главный принцип формирования успешной команды — это яркая, интересная цель, добавила Марина Олешек. При этом принципиально важно, чтобы цель была настоящая, а не декларируемая, тогда команда собирается как бы сама собой. Еще одна ключевая история — это руководитель, от которого не захочется уходить, даже если в другой компании больше денег. «И конечно, атмосфера, в которой можно внутренне свободно работать и получать результат, в которой тебя поддерживают руководитель и команда, и есть яркие профессиональные задачи», — подчеркнула она.
Из зала поинтересовались, какие стратегии для руководителей наиболее эффективны в поощрении работников и насколько они влияют на их карьерный трек. Поощрение и грамотная обратная связь — очень актуальная тема для любой организации, подчеркнул Игорь Загрецкий. При этом важен баланс условно позитивной и негативной обратной связи, и нельзя забывать правило: хвалить при всех, ругать поодиночке. Обратная связь должна даваться в той форме, которую комфортно воспринимать.
«Доброе слово и кошке приятно, но это настолько часто не умеют делать руководители, что просто катастрофа. Мне регулярно в работе с командами приходится вежливо рассказывать, как говорить спасибо, — поделилась Марина Олешек. — И чем выше руководитель, тем тяжелее ему научиться это говорить. Зато ругать никого не надо учить, мы это умеем делать бесподобно».
Дискуссионный клуб «Самовар» организован Дирекцией по связям с общественностью НИУ ВШЭ для обсуждения важных и актуальных тем университетской жизни в непринужденной атмосфере чаепития. Спикером дискуссионного клуба «Самовар» может стать каждый, кому есть что рассказать вышкинскому сообществу: преподаватели и исследователи, эксперты и административные сотрудники, студенты и аспиранты. Для этого достаточно написать на почту отдела внутрикорпоративных коммуникаций community@hse.ru. В письме следует предложить тему, дать краткое описание предполагаемого хода дискуссии и постараться обосновать, почему тема может быть интересна вышкинцам.