• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ушел из жизни Александр Кулаков

© Высшая школа экономики

1 декабря на 55-м году жизни скоропостижно скончался Александр Вячеславович Кулаков, директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.

Александр Вячеславович был ведущим в России специалистом в области моделирования транспортных потоков, организации и безопасности дорожного движения; его научные интересы распространялись также на обширную область вопросов транспортной политики, городского и регионального транспортного планирования. Еще в молодости он получил профессиональное признание, став автором ряда сложнейших трафиковых расчетов для столичных дорожно-строительных проектов 1990-х годов, включая самые знаменитые мосты и тоннели того времени.

Профессиональная карьера Александра Вячеславовича складывалась в ряде известных в стране проектных организаций, затем в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук; в 2014 году он был приглашен в ВШЭ.

Александр Вячеславович был чрезвычайно креативным человеком, автором множества оригинальных расчетных методик, включая АВК-алгоритм для оценки трафика по альтернативным маршрутам с учетом эластичности спроса к тарифу. Он внес решающий интеллектуальный и менеджерский вклад в исполнение ключевых проектов, которые определили высокую профессиональную репутацию института и факультета; в числе таких проектов — концепция опорной сети автомобильных дорог России, прогнозы трафика для ряда главнейших федеральных, региональных и московских инфраструктурных проектов 2010–2020-х годов.

До последних дней жизни Александр Вячеславович работал над созданием оригинального отечественного программного инструмента для мультимодального транспортного моделирования, который он рассматривал как итоговый проект своей научной биографии.

Университет выражает глубокие соболезнования родным, близким и ученикам Александра Вячеславовича.

Борисов Андрей Андреевич

ведущий эксперт Центра транспортного моделирования, академический руководитель программы двух дипломов НИУ ВШЭ и РУТ (МИИТ) «Экономика и инженерия транспортных систем»

— Александр Вячеславович научил меня ключевому настрою в профессиональном плане — чувству ответственности за коллектив, а также за выполняемую данным коллективом работу. Это симбиоз строгости к себе, требовательности к результату и справедливости в отношении коллег.
Уважение к своей команде, умение собрать кадры и развивать их в процессе работы — все олицетворяет набор незаменимых черт руководителя, каковым Александр Вячеславович и являлся.
Как профессионал Александр Вячеславович удивлял своей интуицией: ему не нужны были ни математические модели, ни долгие скрупулезные расчеты, чтобы, посмотрев на проблемы существующей организации движения, понять ситуацию и предложить элегантное, иной раз неожиданное (но от этого не менее реализуемое) решение.
До последних дней наш руководитель был таковым, регулярно обсуждал целый спектр насущных вопросов, связанных как с административными, так и с сугубо научными задачами.

Я благодарен Кулакову А.В., для меня он — образец стойкости и человека слова. Светлая память.

Чеботарев Александр Сергеевич

директор Центра транспортного моделирования

— Александр Вячеславович, несмотря на то, что я знал о болезни и о том, что нет прогресса в ее лечении, все равно не верилось и не верится до сих пор.

Вы — тот человек, благодаря которому я в этой профессии, в этом деле, в которое вы умели влюбить, которым умели заряжать, чтобы хотелось работать и днем и ночью, в выходные и праздники, наверное, потому, что сами им жили и очень его любили. А еще вы всегда брали на себя смелость, ответственность быть первым, быть старшим и учили отвечать за свою работу и не бояться принимать решения и брать на себя ответственность.

Вы — это Северо-Западная хорда, Северо-Восточная хорда (ныне МСД), четыреххордовая система (системообразующий каркас дорожной сети столицы, как Вы 15 лет назад это назвали), Вы — это транспортная модель Москвы, которую презентовали на ведущих экспертных площадках в России и Европе, Вы — это стандарт качества транспортного моделирования, который вы берегли и продвигали до конца жизни и не позволяли никому его запятнать, Вы — это документы транспортного планирования, Вы — это честный прогноз трафика на платных дорогах и многие другие знаковые проекты.

Александр Вячеславович, Вы всегда были и будете непререкаемым авторитетом, человеком, который развивал отрасль, задавал вектор, по которому следовали другие, в том числе и я. А еще Вы лидер коллектива, трудового коллектива, очень дружного коллектива, который трудится вместе ни один десяток лет, что не часто можно встретить в наше время.

Александр Вячеславович, простите меня за то, что в свое время причинял Вам неприятные эмоции, и спасибо Вам за Ваши советы, за атмосферу, доброту, за требовательность, за позитив и любовь к жизни, к профессии, которая всегда от Вас исходила. 

Шулика Юлия Евгеньевна

ведущий аналитик Центра экономики транспорта, советник директора Института экономики и транспорта и транспортной политики

— До последнего надеялась, что нам никогда не доведется писать эти строки. Очень больно.

Александр Вячеславович был большим профессионалом своего дела, очень творческим, увлеченным, пытливым исследователем и замечательным человеком. Он не только помогал своим ученикам расти профессионально, но и поддерживал в трудные моменты, находя такие слова, которые придавали сил и уверенности. Он с большим мужеством встречал жизненные испытания. Но, к сожалению, даже самый сильный дух не всегда может преодолеть жестокость судьбы. Мне будет очень его не хватать: его жизненных советов, его идей, его жизнелюбия. Мы навсегда запомним его как человека, который показал, каким должно быть лидерство: мудрым, чутким и справедливым.

Зюзин Павел Владимирович

директор Центра транспортного планирования

— Александр Вячеславович запомнился как человек с искренним интересом к исследованию методов моделирования. Долгое время, уже даже будучи на административной работе, он лично вникал и обсуждал самые разные аспекты функционирования транспортных систем. Довелось и со стороны наблюдать реализующиеся под его руководством проекты, и поработать в прямом подчинении. Многие из его идей получили развитие в коллективе Центра транспортного моделирования, который Александр Вячеславович долгое время возглавлял и сплачивал. Александр Вячеславович останется в моей памяти как человек справедливый, строгий, умеющий организовать работу, выслушать довод, отклонить его контраргументом. Многие темы, на которые довелось беседовать, у меня будут ассоциироваться с этим светлым человеком и его образом, с его добродетельностью. В работе и в переговорах было много планов, идей, проектов, но судьба распорядилась иначе… Благодарю за огромное доверие, за советы и помощь. Утрату Александра Вячеславовича для всех нас будет невозможно восполнить, не могу и не хочу верить в случившееся.
Светлая память, пусть земля будет пухом…

Материал будет дополняться

2 декабря

«Вышка» в Telegram