В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.
Как и в предыдущие годы, главными докладчиками на киносеминаре выступили проректор ВШЭ Вадим Радаев, профессор факультета социальных наук ВШЭ Сергей Медведев и профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ Виталий Куренной.
По словам Вадима Радаева, многие ожидали, что в этом году для обсуждения будет выбран фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения», но вместо этого поводом для разговора стал фильм актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина «Кислота». Фильм получил приз как лучший дебют на фестивале «Кинотавр» 2018 года, стал громким событием для российского проката и был по-разному оценен критиками и зрителями — одни посчитали его ярким и актуальным высказыванием, другие обвинили в невнятности и непрофессионализме. Как и в предыдущие годы, докладчики киносеминара не оценивали художественные особенности фильма (хотя все трое сразу отметили, что он им не понравился), а сосредоточились на обсуждении вопросов, затронутых в фильме.
Некоторые зрители уже окрестили «Кислоту» манифестом двадцатилетних и попыткой снять новый «Курьер», но с этим утверждением согласны далеко не все — например, кинокритик Антон Долин отметил, что фильм «ошарашивает своей пустотой». «Режиссер фильма Александр Горчилин — парень 26 лет, представитель поколения, которому нечего сказать. Своим фильмом он ничего не говорит о своем поколении, которому нечего сказать», — считает Вадим Радаев. Несмотря на упрощенные ответы, которые даются в фильме, попытка озвучить эти вопросы все же достойна внимания.
Все темы в фильме — от поиска веры до разрушения семьи — затронуты по касательной. Возможно, это сделано сознательно, чтобы показать лихорадочные метания главных героев, которые включены в непрерывный процесс поиска. Они постоянно переключаются с темы на тему, с занятия на занятие, с одного человека на другого, сменяют локации, и кажется, что это не закончится никогда. Фильм критиковали за однобокость, но, по мнению Вадима Радаева, он и не должен быть наполнен разнообразными описаниями, так как представляет собой высказывание в форме крика. В финале фильма есть прямое указание на это: «посвящается папам и мамам». К ним же обращен вопрос «Что вы вообще о нас знаете?», а главная мысль заключается в том, что желание «узнать» может появиться слишком поздно.
Вадим Радаев, первый проректор ВШЭ. © Юлия Прокопенко
Молодые герои фильма совершают череду бессмысленных поступков, которые на первый взгляд не имеют ни внутреннего, не внешнего обоснования, кроме демонстрации бессмысленности существования героев. Они пытаются найти нечто и спастись от саморазрушения, но в итоге только ускоряют его. Тяга к саморазрушению выражена символом кислоты. Это многозначный образ — и наркотик, и музыкальный жанр (acid house), и способ преобразования советских артефактов в произведения современного искусства, а в обобщенном виде кислота здесь является субстанцией, «разъедающей» героев изнутри.
Откуда берется эта тяга к саморазрушению? Одна из причин, показанных в фильме, заключается в традиционном конфликте поколений: родители, которые не понимают и не знают собственных детей, сами живут «криво», и их жизнь вызывает естественный протест. Но, по словам Вадима Радаева, такой подход кажется ему устаревшим. В доказательство он напомнил романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» 1862 года.
Проблема же сегодняшнего дня, по мнению Радаева, не сводится к конфликту поколений, а выглядит совсем иначе. Конфликт — это один из способов коммуникации, хотя и не самый приятный.
Сейчас же речь идет о разрыве коммуникации как таковой — дети могут вообще не конфликтовать, но это не значит, что взаимопонимание достигнуто, а как раз наоборот
Резко изменившаяся в 90-е и 2000-е годы жизнь привела к тому, что «родители» перестали навязывать образцы и нормы, потому что сами не могли разобраться. Из-за этого четкие ориентиры были утрачены, границы размыты, а значит исчезла основа для протеста. Вместо него появилось большое количество молодых «лишних людей», растерянных и совершенно не знающих, что им делать.
Второе объяснение тяги к саморазрушению, которое предлагают создатели фильма, выражено словами одного из главных героев, Петра (Александр Кузнецов): «Знаешь, в чем наша проблема? В том, что у нас нет проблем. Нам все кто-то доставил и принес, поэтому мы только сидим и думаем: а какой я? а что я могу?». У героев есть непреодолимое желание сделать что-то важное, кем-то стать, доказать свою особенность, «быть хоть каким». Драма молодых заключается в том, что свою значимость хочется доказать при понимании, что дать нечего, «кроме зарядки от айфона».
© Юлия Прокопенко
У молодого поколения, показанного в фильме, нет постоянных занятий, они не включены в какие-то сообщества и совершенно свободны от зависимостей, что приводит к неразрешимым противоречиям. Интуитивно они понимают важность дружбы и любви, но настоящие ли это чувства? Погибающий почти в самом начале фильма герой обращается к ровесникам со словами «Вас здесь нет». Получается, что максимум, что может сделать друг — лишний раз напомнить о бессмысленности существования.
Любовь в «Кислоте» тоже оказывается бессмысленным поступком в череде других бессмысленных поступков. Молодое поколение свободно от всех привязанностей, даже находясь в отношениях. Благодаря такой независимости ими сложнее управлять, сложнее подчинить, но из-за этого они сами теряют какую-либо опору и не способны выработать четкие и прочные основания для собственной жизни. «Выработка смысла — глубоко коллективный процесс. Я верю, что смысл производится в результате коммуникации и взаимодействия», — считает Вадим Радаев.
Герои фильма «Кислота» взрослели в один из самых благополучных периодов в России — в 2000-е. Они слышали, что они лучшие, а в мире полно возможностей, которые можно взять здесь и сейчас. Во взрослой жизни оказывается, что все не так просто, многие возможности недоступны, а главное — их слишком много. Лейтмотивом фильма становится растерянность, незнание, что делать, неспособность сориентироваться и выбрать из множества возможностей. В результате любой выбранный вариант, будь то профессия, работа, друг или партнер, разочаровывает. Скольжение и перескакивание приводят к еще большей фрустрации, накапливается «кислота» и экзистенциальные, неразрешимые вопросы.
Вместе с такими вопросами появляется и тема смерти. Смерть приятеля главных героев почти в первые минуты фильма становится триггером, а позже она возникает как попытка поставить некий предельный вопрос, демонстрируя молодость и радикализм героев. В конце фильма Саша (Филипп Авдеев) идет по дороге один. Означает ли это безнадежность и отсутствие выхода? По мнению Вадима Радаева, поиск выхода молодым героям еще предстоит, и искать его им придется самостоятельно.
По мнению Сергея Медведева*, «Кислота» стала неудачной попыткой манифеста. Причина провала в том числе заключается в невероятной театральности фильма, сделанного человеком, не владеющим киноязыком. Из множества рецензий, посвященных фильму, Сергей Медведев* выделил одну, написанную Михаилом Трофименковым для «Коммерсанта». В ней он сравнивает «Кислоту» с миниатюрой Хармса: «Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам <…> Хорошие люди и не умеют поставить себя на твердую ногу».
На вопрос, о чем этот фильм, можно ответить так — он о пустоте и о «кислоте». В нем подробно показывается пустота поколения, причем не жизни вообще, а именно героев, на удивление некрасивых и неталантливых.
Настоящая жизнь здесь относится к гораздо более фактурным представителям старшего поколения — бабушке, маме и нескольким второстепенным персонажам
Прилагательное «toxic», то есть «отравленный», «токсичный», было признано словом 2018 года по версии Оксфордского словаря. «Токсичность» — понятие, которое ворвалось в наш лексикон и широко распространилось, обозначив суть 2018 года.
Важный элемент фильма – телесность. На одном из самых узнаваемых кадров фильма главный герой в исполнении Александра Кузнецова сидит в окружении полуобнаженных тел, а важным элементом сюжета становится обрезание, сделанное главным героем самостоятельно. Навязчивость, с которой повторяется эта тема, кажется совершенно избыточной. Для чего это сделано и что означает? По мнению Сергея Медведева*, искусство рефлексирует на тему биополитического поворота и биополитики как таковой в мире постправды, а попытка заменить бессмысленные словесные высказывания «жестами» является реакцией на кризис. (Правда, Медведев подчеркивает*, что вряд ли режиссер задумывал это специально).
Виталий Куренной, профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ. © Юлия Прокопенко
По мнению Виталия Куренного, если взглянуть на фильм с социологической точки рения, то он рассказывает о стандартной богемной культуре. Группа людей, показанных в «Кислоте», оказывается «протестной» к системе и претендует на некоторую квазиаристократичность, занимаясь музыкой и современным искусством, а режиссер — молодой и современный человек — явно знаком с этой средой.
Зарядка от айфона, упомянутая в фильме, — вещь, которая говорит об особенностях нашей жизни. Сегодня мы имеем дело с вещами, которые становятся функцией. Например, гаджеты, с которыми мы контактируем ежедневно и без которых уже не можем представить свою жизнь, не имеют ценности сами по себе, важно их содержание, которое можно загрузить в любое новое устройство. Это же можно сказать и о людях, в которых самым важным стали компетенции. Человек стал просто набором компетенций — это специфическая особенность городской жизни как таковой. Мы общаемся между собой как функции, и это постоянно отмечается в фильме.
Главной проблемой в таком контексте становится проблема индивидуации. Попытка понять, как человек приобретает индивидуальность — главный сюжет фильма, по мнению Виталия Куренного. Для того, чтобы решить проблему индивидуации, герои используют различные способы: от квазирелигиозной инициации (обрезание) до смерти. Смерть видится им одним из главных инструментов достижения цели, ее тема является в фильме сквозной. В фильме показано желание достичь индивидуации через игру, стремление поставить себя на грань, а иногда и сделать этот шаг.
Виталий Куренной признался, что не склонен делать акцент на поколенческой теме, а теория о существовании миллениалов не кажется ему убедительной. По его мнению, в «Кислоте» представлены совсем не поколения, а две разных стратегии индивидуации, которые ошибочно разнесены по возрастам. Один способ обретения собственной идентичности — суррогатный, связанный с экзальтированной «накачкой» и романтической игрой со смертью. Другой — единственный «правильный» и нормальный способ обретения идентичности — прожить жизнь и обрести собственную историю, и здесь чаще всего (хотя и не всегда) преимущество оказывается на стороне старшего поколения.
* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.