Об участии в юбилейном, десятом, Красноярском экономическом форуме рассказывает аспирант факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Вардан Барсегян.
— Вардан, расскажите, пожалуйста, о своем участии в форуме.Вардан Барсегян
— Я принимал участие в работе молодежной площадки «Поколение 2020» Красноярского экономического форума. В этом году молодежная площадка была не просто дополнением к основному событию, она стала стартом форума, который проходил под лозунгом «Россия: карта перемен». В работе форума приняли участие министры и главы ведомств, видные предприниматели и представители местной власти, эксперты из ведущих вузов и исследовательских центров, в том числе из Высшей школы экономики и Агентства стратегических инициатив (АСИ), реализующего программы открытости власти. Целый день на площадке провел вместе с участниками министр РФ Михаил Анатольевич Абызов, на небольшое время к нам присоединялся министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов, модератором форума выступал журналист Сергей Борисович Брилев. Мы почти не спали все три дня, пока шел форум, так как мероприятия шли безостановочно. Я участвовал в деятельности группы, которая занималась разработкой компетенций руководителей в информационном обществе.
— Сложно ли было попасть в число участников форума? Какие требования предъявлялись к ним?
— Чтобы принять участие в работе форума, нужно было написать эссе по одной из пяти заявленных тем. Я писал о положительных и негативных последствиях открытости власти. Всего было прислано около 1000 эссе, к участию в форуме было отобрано 115 человек, мое эссе заняло девятое место, и мне были оплачены все расходы, включая перелет и проживание.
— Чем вас привлекла тема открытости власти, какова сфера ваших академических интересов?
— Тематика моей диссертации непосредственно связана с социальной мобильностью молодежи, она поднималась на форуме в выступлении Михаила Анатольевича Абызова, который высказал мнение, что основными проблемными областями в современном российском обществе являются социальные лифты и проблема кадров. Проблема социальной мобильности не зря была затронута на форуме, проходящем под лозунгом открытости и не только власти, но и общества. Ведь именно в открытом обществе социальная мобильность связана с личными качествами человека, его образованностью, компетенциями, навыками, а не личными связями, знакомствами родителей или какими-то другими факторами продвижения в социальной иерархии, не имеющими отношения к личности самого человека. В идеале открытость власти и общества должна привести к развитию здоровой конкуренции, конкурсному отбору на большинство статусных позиций.
В своем диссертационном исследовании я исхожу из того, что в современном обществе традиционные формы социальной мобильности, такие как брак и образование, не могут стать социальным лифтом для всех желающих. Поэтому актуализируется роль иных факторов социальной мобильности, в частности, политики как еще одного канала перемещения по социальной лестнице. Однако нельзя сказать, что политическая активность — это совершенно новый социальный лифт в российском обществе, в советское время также существовала партийная система продвижения кадров, но, как мне кажется, только в последнее время идея построения карьеры через политическую активность стала особо декларироваться и даже культивироваться в обществе. Именно этот политический аспект социальной мобильности представляет для меня сейчас наибольший интерес.
— С чем связан ваш интерес к этой теме, какое у вас базовое образование?
— По квалификации я экономист, специальность «Финансы и кредит», в 2012 году окончил филиал Южного федерального университета в Новошахтинске. Но так как, на мой взгляд, ни одна экономика, ни тем более финансы не способны объяснить все процессы, происходящие в обществе, я решил двигаться в сторону социологии, и поступил в аспирантуру на специальность «Социология», специализация «Социальная структура, социальные институты и процессы». Тем более к тому времени у меня были собственные наработки, мысли и публикации по этой теме. Когда я выбирал научного руководителя, меня привлекли исследования Симона Гдальевича Кордонского по социальной структуре современного российского общества. Привлекла оригинальность мысли, ясность изложения, и, что самое главное, высокая объяснительная сила концепций Симона Гдальевича. Я очень рад, что мне удалось заинтересовать его, и он согласился стать моим научным руководителем, так как учиться у него действительно интересно.
Немаловажную роль в моем выборе вуза сыграл и тот факт, что Вышка предоставляет большой выбор различных форм академической мобильности. Можно поехать практически в любую точку мира, где ведутся исследования по твоей теме. Также в университете налажена система поддержки преподавателей и молодых ученых, у которых есть возможность участвовать в проектах различных научных групп и лабораторий.
— Возвращаясь к форуму, как вы оцениваете результаты проделанной вами и вашими коллегами работы?
— Основная идея, которая обсуждалась в ходе работы молодежной площадки — это формирование институтов общественного контроля над деятельностью властей. Результаты нашей работы были оформлены в виде записки к итоговому меморандуму форума и доложены премьеру Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Мне очень понравилась идея, которая также вошла в итоговый документ, — проводить стажировки чиновников «вниз», на уровень местной администрации, чтобы избавить их от синдрома Садового кольца.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещает чиновникам высказывать мнения, которые не согласованы с руководством, в связи с этим было внесено предложение провести форум для чиновников, где они смогут «без галстуков» обсудить проблемы своих регионов.
Было выдвинуто интересное предложение, связанное с созданием единой базы карт региона, которая позволит в одном месте собрать, например, зеленую и инвестиционную карты, что должно помочь потенциальным инвесторам сориентироваться в происходящих в регионе процессах. Еще одна идея, заслуживающая, на мой взгляд, серьезного внимания — это создание базы региональных проектов развития. Возможно, знакомство с опытом коллег из других регионов позволит кому-то не изобретать велосипед, а использовать уже имеющийся опыт.
В финальном документе также содержатся предложения по созданию машиночитаемой базы данных (то есть содержащей данные, которые можно обработать и анализировать с помощью статистических пакетов) всех муниципальных бюджетов, а также базу данных деклараций чиновников разных уровней и базу данных российских некоммерческих организаций.
И конечно, молодежная аудитория не могла оставить в стороне вопросы образования, было предложено создать общероссийскую базу данных вузов, в которой бы содержалась информация о количестве бюджетных мест, ценах на образовательные услуги и программы, месте вуза в различных рейтингах. И еще одна проблема, которая обсуждалась на молодежной площадке — жилье для молодых семей. Было выдвинуто предложение создать всероссийскую базу данных, предоставляющую возможность отслеживать работу власти в данной сфере.
Лично для меня основными результатами участия в форуме стало, во-первых, подтверждение предварительной гипотезы моего исследования об актуальности проблемы социальной мобильности молодежи в современном российском обществе. Во-вторых, форум помог мне сориентироваться в том, что происходит в сфере молодежной политики в регионах России, и в-третьих, мне удалось пообщаться с молодежью из стран, входящих в G20. Было очень интересно поговорить с активными, целеустремленными молодыми людьми, чьи личные устремления совпадают с желанием принести пользу людям.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ