Реформирование аспирантуры остается приоритетной задачей университета. Этим займутся аспирантские школы, а от самих аспирантов потребуется повышение качества их публикаций, решил Ученый совет ВШЭ. Его первое заседание в новом составе прошло 28 марта.
В Высшей школе экономики создаются 11 аспирантских школ по основным для университета научным областям. Сейчас на разных факультетах, кафедрах и в научных институтах ВШЭ существуют разные требования к аспирантам, процесс их подготовки сильно различается. Аспирантские школы должны обеспечить единые стандарты качества работы аспирантов в рамках одного направления.
Аспирантские школы должны обеспечить единые стандарты качества работы аспирантов в рамках одного направления.
Наряду с академической аспирантурой, внедрение аспирантских школ обусловлено и тем, что свою задачу университет видит в привлечении «неслучайных» абитуриентов — тех, кто поступает в аспирантуру ВШЭ сознательно и готов в ней реально заниматься исследовательской работой.
Таких людей отыскать непросто. Аспирантуре, даже академической, слушатели которой получают стипендию в 30 тысяч рублей и возможность заработать в исследовательских подразделениях Вышки, трудно соперничать с внешними работодателями. Выпускники ВШЭ востребованы на рынке труда и имеют возможность устроиться на места с большей зарплатой. Если в 2012 году на 300 мест в аспирантуре было подано 581 заявление, то в 2013 году на 280 мест подано только 448 заявлений. Эффективный конкурс, то есть соотношение абитуриентов, успешно сдавших экзамены, к числу мест в аспирантуре, составил 1,1 человек на место. Доля выпускников Вышки среди поступивших в аспирантуру — 67%. Причем многие аспиранты работают «на стороне» одновременно с учебой, что отражается на их академических результатах.
В 2008-2012 годах доля аспирантов, в срок (во время обучения или в течение года после окончания аспирантуры) защищавших свои диссертации, стабилизировалась на уровне 17-20%. Однако в 2013 году этот показатель существенно снизился — до 12,7%.
По словам проректора ВШЭ Сергея Рощина, можно выделить три основные причины снижения доли защит в срок. Во-первых, это статистика защит на факультетах МИЭМ, где до присоединения к НИУ ВШЭ сложилась тяжелая ситуация с подготовкой аспирантов. Во-вторых, «внешние шоки»: в 2013 году проводилась массовая перерегистрация диссертационных советов, работа многих из них оказалась парализована, а некоторые диссоветы новую регистрацию вовсе не прошли. Третья причина — невыход в срок на защиту аспирантов с уже предзащищенными на кафедрах диссертациями.
Эффективность работы аспирантуры «измеряется» не только количеством защит, но и числом публикаций, которых у аспирантов Вышки выходит довольно много. Но заметную долю среди них составляют, например, тезисы в материалах конференций и статьи в журналах, не входящих в список ВАК. Сергей Рощин напомнил, что публикационная активность научных сотрудников и преподавателей подвергается качественной оценке — составлен «черный список» журналов, статьи в которых не засчитываются, например, когда коллега претендует на академическую надбавку. Аналогичный контроль качества публикаций необходимо установить и для аспирантов ВШЭ.
За реформу аспирантуры взялось и правительство. В 2014 году вступил в силу новый порядок присуждения ученых степеней.
За реформу аспирантуры взялось и правительство. В 2014 году вступил в силу новый порядок присуждения ученых степеней . Изменены некоторые процедурные условия, например, по срокам размещения информации о подготовке и защите диссертации — в результате от предзащиты на кафедре до защиты диссертации будет проходить больше времени (в среднем три месяца). Изменились также требования по количеству публикаций в журналах ВАК. Теперь публиковать необходимо не одну статью, а две, если аспирант занимается техническими и физико-математическими науками, и три статьи, если он изучает общественные и гуманитарные науки.
Согласно новому закону об образовании, вступившему в силу в сентябре 2013 года, аспирантура теперь считается третьим после бакалавриата и магистратуры уровнем высшего образования. Нормативные сроки обучения в аспирантуре определяются федеральными государственными образовательными стандартами. Так, по экономике и социологии срок обучения в аспирантуре продлен до четырех лет. Вместе с тем ВШЭ обладает правом разрабатывать собственные, оригинальные образовательные стандарты. «Нам надо будет сделать это в ближайшее время», — считает Сергей Рощин.
Более подробная информация об аспирантских школах ВШЭ, их руководителях и рабочих планах будет опубликована на нашем портале в ближайшие недели.
Презентация: о приеме в аспирантуру и результатах работы аспирантуры НИУ ВШЭ в 2013 году