НИУ ВШЭ продолжает укрупнять образовательные подразделения. В новом учебном году в университете появится «большой» факультет социальных наук. Он объединит факультеты социологии, психологии, прикладной политологии и государственного и муниципального управления, которые станут департаментами, а также несколько институтов и центров, которые при этом сохранят свою автономию.
Факультет социальных наук станет очередным «большим» факультетом, курс на создание которых взяла Вышка. На предыдущих заседаниях Ученого совета ВШЭ была одобрена организация факультета коммуникаций, медиа и дизайна, а также факультета компьютерных наук, который ВШЭ создает при участии Яндекса.
Причиной создания «больших» факультетов является желание улучшить систему управления в университете и, прежде всего, создать эффективные механизмы самоуправления. На уровне «больших» факультетов проще будет решать и кадровые, и финансовые вопросы. «Вышка стала очень крупным университетом, — сказал, выступая 25 апреля на заседании Ученого совета ВШЭ, ректор Ярослав Кузьминов. — Ректорат часто не имеет ни компетенций, ни времени для принятия решений, касающихся внутренней жизни факультетов. А вот семь-восемь крупных, тематически организованных подразделений Вышки вполне смогут выделить из своей среды управляющие коллективы, которым ректорат передаст ряд своих полномочий».
Основными подразделениями в составе факультета социальных наук станут четыре департамента, статус которых приобретают нынешние факультеты Вышки:
Все лаборатории и центры, существующие на бывших факультетах, сохранят свое место внутри департаментов, деканы факультетов станут директорами департаментов, в департаментах сохранятся и позиции научных руководителей. А вот судьбу кафедр определят коллективы самих департаментов. Здесь, возможны, видимо, три варианта. Первый — департамент без кафедр, вместо них группы преподавателей могут, например, образовываться вокруг крупных учебных курсов. Второй вариант — смешанная система, при которой одни коллеги остаются на кафедрах, а другие создают, условно говоря, «группы по интересам», занимающиеся определенной тематикой. Третий вариант — департамент, жестко расписанный по кафедрам. Однако в этом случае возникает опасность «связать руки» самым активным преподавателям и исследователям.
Как сообщил первый проректор Вадим Радаев, наряду с департаментами в структуру факультета будут включены — на правах ассоциированных подразделений с самостоятельными бюджетами и административной автономией — некоторые другие коллективы. Речь, в частности, идет об Институте образования, Институте демографии, Институте практической психологии, Институте управления социальными процессами, научно-учебной лаборатории исследований предпринимательства, Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, Центре лонгитюдных обследований и общеуниверситетской кафедре публичной политики. Этот перечень, впрочем, неокончательный: в него могут быть добавлены другие подразделения.
Самым неоднозначным при обсуждении структуры нового факультета социальных наук стало решение включить в его состав нынешний факультет государственного и муниципального управления. «Мы рассматривали самые разные комбинации, — ответил на вопросы коллег Ярослав Кузьминов, — и все-таки пришли к мнению, что это не экономисты и не менеджеры и что более плодотворным будет их текущее взаимодействие с социологами и политологами».
«Такого рода объединения не означают, что мы науки или образовательные программы интегрируем, — подчеркнул ректор. — Таких планов нет, а есть план собрать людей под одной крышей с тем, чтобы они, например, имели бы возможность присмотреться к научным семинарам и курсам друг друга. Но никто не запрещает им взаимодействовать и с другими факультетами и департаментами».
На должность декана факультета социальных наук Ученый совет ВШЭ рекомендовал Андрея Мельвиля. Он заверил коллег, что жестких и безальтернативных решений при организации системы управления на факультете не будет. «Реальность гибкая, пластичная, ее можно лепить в соответствии с общими целями и частными предпочтениями, — сказал профессор Мельвиль. — Мы все настроены очень диалогично».