Конкурс инициативных образовательных проектов (ИОП) проводится в Вышке для развития новых форм профессионального роста, реализации академических инициатив и совершенствования академической среды. В качестве ИОП могут предлагаться любые мероприятия по методической, организационной, информационной и образовательной поддержке молодых преподавателей университета.
Отличие конкурса этого года в том, что в нем могли принять участие не только работники университета и его филиалов, аспиранты и студенты, входящие в группу высокого профессионального потенциала, но и успешно завершившие пребывание в ней. Кроме того, к реализации отдельных мероприятий проектов могли привлекаться и другие преподаватели и специалисты НИУ ВШЭ, что, правда, никак не может повлиять на объем финансирования.
Всего в этом году в управление академического развития ВШЭ поступило 7 заявок на конкурс ИОП. Группы, представившие заявки, провели короткие пятиминутные презентации и ответили на вопросы коллег-«резервистов». По словам проректора ВШЭ Марии Юдкевич, это попытка взглянуть на работу групп со стороны, чтобы улучшить то, что уже есть, или найти какие-то новые практики и технологии.
Первый из представленных проектов — «Студенческий cheating: практики нечестного поведения в процессе обучения и возможности их минимизации». Его авторы полагают, что большинство молодых педагогов не знает о практиках студенческого мошенничества, или же не пользуется приемами противодействия этим практикам. Для решения проблемы необходимо понять, почему это происходит, как это происходит и как этому противодействовать. Среди ожидаемых результатов — соответствующие методические рекомендации для преподавателей, семинар по этой теме, а также аналитическая записка для руководства ВШЭ.
Проект «Древо РУПов» связан с использованием новых возможностей визуализации рабочих учебных планов (РУП). Его основная цель — сделать рутинный учебный процесс более эффективным. По мнению разработчиков, наглядное изображение структуры учебного плана позволит лучше представить междисциплинарные связи, синхронизация с существующей базой данных минимизирует затраты на внедрение и поддержку работы новой системы. Часто преподаватели по тем или иным причинам (например, когда обнаруживают пробелы в знаниях студентов) отходят от программы. Реализация же этого проекта, помимо всего прочего, позволит увидеть, в какой последовательности изучаются предметы. Кроме того, такое «визуализированное» представление учебных планов должно помочь абитуриентам при выборе направления обучения: они будут видеть траекторию своего обучения сразу от начала и до завершения.
Нередко в деятельности начинающих преподавателей возникают конфликтные ситуации со студентами. Помочь решить подобные проблемы призван проект по управлению конфликтами в отношениях «преподаватель — студент». Прогнозируемые эффекты — повышение педагогического мастерства и качества преподавания. Впрочем, вопрос о конфликтах со студентами — лишь малая часть комплекса проблем по адаптации начинающих преподавателей, ведь возможны трудности в общении со старшими коллегами, скажем, по-прежнему нелегко выбрать форму обращения — на «ты» или на «вы», так как у молодых преподавателей разница в возрасте со студентами невелика.
В рамках проекта «Bringing The Qualitative Methods Back In» планируется разработать учебно-методические материалы для преподавания курсов по использованию качественных методов. Обращение к этой теме связано с массовой ориентацией на количественные методы в современных исследованиях. (Кстати, количественным методам был посвящен один из образовательных проектов прошлого года, получивший поддержку университета.) Тем не менее, для социальных и гуманитарных наук качественные методы (в первую очередь, это контент-анализ, дискурс-анализ и интервью) не менее важны.
Как сделать работу преподавателей с использованием различных электронных форм обучения эффективной — основной вопрос, на который попытаются ответить заявители проекта по разработке электронного методического пособия по использованию LMS eFront в учебном процессе НИУ ВШЭ («Азбука LMS для “чайников”, написанная ими самими»).
В Высшей школе экономики, как и в других вузах, остра проблема списывания. Один из способов борьбы — создание индивидуализированных заданий. Однако если студентов, скажем, 100, то преподаватель не в состоянии эту задачу выполнить без посторонней помощи. Проект «Разработка программного комплекса для автоматического создания индивидуализированных заданий» как раз и нацелен именно на такую помощь. Его авторы с ориентацией преимущественно на математические и экономические дисциплины попытаются разработать программный продукт и создать банки задач. Сделать это нелегко, поскольку задания должны быть корректными как с точки зрения математики, так и с точки зрения языковой грамотности, а также равноценными по сложности. К тому же остаются открытыми некоторые вопросы. Например, что делать преподавателям-гуманитариям, которые попадают в подобные ситуации? До какой степени задания могут быть индивидуализированы?
Схожие задачи поставили перед собой авторы проекта «Тест-драйв». Курс дистанционного обучения для молодых преподавателей на базе LMS. Тестовые задания могут использоваться на всех этапах контроля знаний: «на входе», как форма промежуточного и итогового контроля. Но создать тест не так просто, для этого необходима специальная подготовка, а преподаватели не тестологи. Для начинающих педагогов задача усложняется тем, что материалов для тестов мало. Чтобы эти трудности преодолеть, и был задуман проект.
Участникам встречи кадрового резерва было предложено оценить представленные проекты с точки зрения их новизны и актуальности, квалификации исполнителей, степени проработанности. Результаты такой публичной экспертизы заявок будут учтены при определении проектов, которые в итоге получат поддержку университета.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ