• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческая команда ВШЭ изучила, как проходит профориентация и преподавание в школах Камчатки

В конце сентября — начале октября в Камчатском крае работала студенческая экспедиция Вышки. В университетскую команду под руководством ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования Института образования Алексея Обухова вошли преподаватели, бакалавры, магистранты и аспиранты НИУ ВШЭ. Они отправились в регион, чтобы провести исследование для проекта социального воздействия «Создание многопрофильных (ресурсных) центров предпрофессиональной подготовки обучающихся на базе государственных общеобразовательных организаций Камчатского края».

За две недели команда Вышки посетила 15 школ, где общалась со школьниками в фокус-группах, устраивала тренинги по профориентации, организовывала интервью с учителями, родителями и администрациями школ. В рамках фокус-групп студенты беседовали с учениками 7–11-х классов о выборе траектории образования. Старшеклассники рассказали, как поменялись их карьерные приоритеты по сравнению с детскими мечтами, как проходит их проектная и исследовательская деятельность в школе и планируют ли они уезжать из региона. На тренинге по профориентации студенты вместе с ребятами разрабатывали подход к выбору профессии. Школьники получили возможность разобраться со страхами, научиться ориентироваться в быстро меняющемся рынке труда, поразмышлять, как превратить любимое занятие в профессию.

Чтобы узнать, как детям помогают в выборе профессии, участники экспедиции провели интервью с учителями. В центре внимания оказались способы, с помощью которых школа может развивать профориентационную деятельность, какие стратегии наиболее эффективны для учителя, желающего направить ученика в нужное русло. Были рассмотрены вопросы организации и проведения проектной и исследовательской деятельности в школе. На эту тему запланировано проведение отдельного семинара для учителей нескольких школ.

По мнению Сергея Косарецкого, директора Центра общего и дополнительного образования Инобра ВШЭ, сегодня много говорится о важности профориентации.

Сергей Косарецкий

«Запущен ряд федеральных инициатив, много интересных решений предлагает частный рынок, — отмечает он. — Однако, как мне кажется, в большинстве случаев эти проекты и инструменты слабо связаны с двумя необходимыми элементами профориентации: с одной стороны — с интересами и длинной индивидуальной образовательной траекторией школьника, а с другой стороны — с особенностями конкретной территории. У нас очень разная страна, с разными демографическими, социокультурными ситуациями, характеристиками рынка труда. В данном проекте, который апробируется сейчас в рамках экспедиции, мы хотим соединить как раз эти необходимые элементы: современные технологические решения по профориентации, внимание к интересам, внутренним установкам, мотивам, конкретной ситуации развития каждого учащегося и ситуацию конкретного, очень непростого региона, меняющегося, развивающегося».

По словам руководителя экспедиции Алексея Обухова, собранные на Камчатке материалы вдохновляют.

Алексей Обухов

«Мы успели со многими повстречаться и пообщаться. Увидели высокое разнообразие школьных практик и особенности взаимосвязи деятельности школ с социальным контекстом конкретных поселков и микрорайонов города, — рассказал эксперт. — Планируемые в дальнейшем курсы повышения квалификации по организации и проектной деятельности учащихся в школах Камчатского края явно должны быть не стартовые, так как во многих школах уже есть достаточно разнообразный и интересный опыт в этом направлении. Самое важное, что мы увидели: учащиеся с увлечением включаются в такой формат построения образования, а учителя видят особую ценность исследований и проектов для самоопределения самих школьников, их дальнейшей жизненной и профессиональной траектории. Школы Елизовского района имеют многоаспектную поддержку и продуктивные связи с муниципалитетами и различными краевыми и федеральными программами. Во многих школах учителя ориентированы на развитие современных компетенций и жизненных навыков школьников, значимых для построения позитивной жизненной траектории. Радует открытость и искренность подростков, педагогов, администрации школ. А еще у нас в экспедиции собралась продуктивная и вовлеченная команда, что делает ее максимально эффективной и эмоционально комфортной».

Анастасия Литвиненко, ОП «Мировая экономика», 3-й курс

Я поехала в экспедицию, чтобы увидеть, как живут и учатся школьники на другом конце страны. Я всегда интересовалась сферой образования и понимала: такой опыт мне на благо. Даже не думала, что от детей будет настолько большая отдача на тренингах и фокус-группах. Особенно приятно, когда они спрашивают о твоем опыте и просят дать советы, как готовиться к экзамену или выбрать направление обучения.

Мне понравилось проводить профориентационные тренинги: можно помочь детям со стороны посмотреть на себя и на выбор профессии. К тому же эта экспедиция навела меня на мысли, что конкретно можно и нужно улучшить в школах. И конечно, огромное впечатление произвели природа Камчатки и Тихий океан. Здесь ощущается простор и спокойствие, которых в Москве не найти.

Мария Симонова, «Государственное и муниципальное управление», 3-й курс

Я давно мечтала принять участие в образовательном проекте. Кроме того, я люблю путешествовать и была рада посетить Камчатку. Мне понравилось проведение фокус-групп для ребят. Общение с ними дает позитивную энергию. В каждой школе беседа проходила по-разному, и интересно сравнивать статистику. Экспедиция порадовала уровнем организации и оказалась невероятно полезным опытом. Я рада, что смогла перенять знания у более опытных участников и научиться новому.

Алиса Котенева, ОП «Международные отношения», 3-й курс

Поначалу мне казалось, Камчатка — это так далеко и холодно! Но потом я поняла, что такая поездка — уникальная возможность. Для меня как студентки программы «Международные отношения» важно изучать Россию и понимать, как развиваются разные сферы государства, чтобы сотрудничество с другими странами было наиболее эффективным.

В нашей команде были опытные магистранты, аспиранты и преподаватели, поработать с которыми в экспедиции мне удавалось каждый день. Я развивала навыки коммуникации, выступления и проведения интервью. Делилась опытом со школьниками, а ребята рассказывали мне о своих целях.

Выходные дни мы проводили на природе — на берегу океана, вершинах сопок, в бассейне с водой из гейзеров. Я получила огромное удовольствие от экспедиции и буду рада продолжить работу над исследованием.

Даниил Литвинов, ОП «Государственное и муниципальное управление», 3-й курс

Я поехал в экспедицию, чтобы познакомиться с преподаванием и профориентацией в камчатских школах. Кроме того, хотел увидеть природные красоты края. Все получилось! Понравилась организация экспедиции, а также насыщенная рабочая программа.

Вопросы организации пребывания, питания, трансфера до школ студенческой экспедиции Вышки в Петропавловске-Камчатском взяла на себя АНО «Россия — страна возможностей».

13 октября, 2022 г.

«Вышка» в Telegram