• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательский вуз должен быть наднациональным

5-6 июля состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Программу ВШЭ по вхождению в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году представил ректор Ярослав Кузьминов.

Согласно указу № 599, подписанному Владимиром Путиным в мае прошлого года, не менее пяти российских вузов к 2020 году должны войти в топ-100 ведущих мировых университетов. Тех, кто будет на это претендовать, решено отобрать на конкурсной основе и обеспечить государственной поддержкой. В конкурсе могли участвовать все вузы, за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), которые в силу особого статуса и так получают необходимые средства.

Кто и как проводит конкурс?

Министерством образования и науки РФ был сформирован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, первое заседание которого состоялось 18 марта 2013 года. В него входят шесть представителей России и шесть представителей зарубежных университетов. Иностранцев позвали, чтобы гарантировать объективность: обвинить их в лоббировании интересов отдельных российских вузов по определению невозможно.

8 мая было объявлено о проведении конкурса университетов, претендующих на получение государственной поддержки для вхождения в топ-100 (в 2013 году общая сумма составит 9 млрд. рублей, а затем 10-12,5 млрд. рублей ежегодно). Предполагается выбрать 10-15 победителей. Как объяснил замминистра образования и науки РФ Александр Повалко, выбирать больше нет смысла из-за бюджетных ограничений, да и необходимый потенциал есть лишь у немногих. Но ограничивать количество победителей до пяти тоже нет смысла, чтобы сохранить конкуренцию: «Нельзя выбрать пять и сказать: вы главные, теперь только вы идете вперед!»

На конкурс подали заявки 54 вуза. По результатам оценки их потенциала (размер, публикационная активность, средний балл ЕГЭ абитуриентов, взаимодействие с бизнесом, наличие иностранных преподавателей и студентов и прочее) и предложенных программ развития в финал прошли 36.

На заседании Совета по повышению конкурентоспособности 5-6 июля, с участниками которого пообщался премьер-министр Дмитрий Медведев, 36 ректоров (в отдельных случаях — проректоров) по очереди рассказывали о своих вузах и планах по их развитию. Десять минут на доклад, затем ответы на три вопроса. «Очный» конкурс, по словам организаторов, обусловлен «западной традицией не давать деньги за глаза» и желанием членов совета понять, насколько сильно ректор и его команда хотят вывести свой вуз в мировые лидеры.

Победители будут объявлены 12 июля, дорожные карты ректорам предстоит защищать в конце сентября.

 

О преимуществах и проблемах

 

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
В своем выступлении Ярослав Кузьминов рассказал, что с 2009 года, приняв вторую программу развития, ВШЭ развивается как исследовательский университет, исходя из того, что исследовательский университет не может быть национальным. Быстро выросло количество иностранных преподавателей и студентов, ВШЭ стал первым российским вузом, нанимающим преподавателей на международном рынке труда. Фундаментальные исследования ориентированы на глобальную повестку, и к 2014 году в университете не будет ни одного исследовательского проекта без международного участия.

Каковы преимущества ВШЭ для участия в глобальной конкуренции?

Во-первых, опыт в области управления ресурсами: при высокой централизации ресурсов бюджет развития составляет 15-20 процентов наших расходов.

Во-вторых, ВШЭ — это Greenfield: здесь очень немного устаревших программ со сложившимися коллективами.

В-третьих, есть удачный опыт преобразований: большинство коллективов готово к постоянному повышению академических стандартов, и Ученый совет регулярно одобряет все более жесткие правила прохождения конкурса на должности.

В-четвертых, ВШЭ вышел на уровень эффективного контракта. Средний заработок преподавателей основных кафедр в Москве — более 100 тысяч рублей, молодых преподавателей — 40-50 тысяч рублей. У большинства преподавателей и еще большей доли студентов — свободный английский.

Стратегическая цель ВШЭ — добиться глобального признания своей работы по трем направлениям: экономика и социальные науки, гуманитарные науки и коммуникации, математика и компьютерные науки.

Какие проблемы для этого предстоит решить?

ВШЭ стал первым российским вузом, нанимающим преподавателей на международном рынке труда. Фундаментальные исследования ориентированы на глобальную повестку, и к 2014 году в университете не будет ни одного исследовательского проекта без международного участия.

Во-первых, все еще небольшая доля преподавателей и научных сотрудников имеет глобальное признание. Предстоит в разы увеличить долю иностранных преподавателей. Начата программа постепенного замещения преподавателей, не ведущих активную научную работу: по результатам двух конкурсов 25 процентов коллег, которые их проходили, не получили подтверждение своего контракта, речь идет о сотнях людей. От 24-часовой учебной недели ВШЭ собирается перейти к 16-часовой, уменьшив аудиторную нагрузку и дав каждому преподавателю учебного ассистента.

Во-вторых, недостаточна международная включенность исследовательских групп. Количество международных исследовательских лабораторий будет увеличено в два раза, будет создано шесть крупных междисциплинарных «центров превосходства», куда приглашаются зарубежные коллеги. ВШЭ собирается полностью преобразовать аспирантуру — только что создано 11 докторских школ с международным руководством, и прием в аспирантуру университета с этого года проходит через них. До 50 процентов коллег к 2020 году будут задействованы в программах академической мобильности, журналы ВШЭ войдут в международные базы данных (на днях в Scopus был включен журнал «Форсайт»).

В-третьих, это все еще национальная ориентация большинства образовательных программ. Университет собирается увеличить число курсов на английском языке в четыре раза, сделать на их базе программы для международных студентов. Сейчас в Вышке 2,5 процента международных студентов, их количество вуз собирается довести как минимум до 12 процентов с помощью таких инструментов, как «нулевой год» (по образцу РУДН — Российского университета дружбы народов), высокие стипендии для талантливых иностранных студентов, включение в онлайновые программы подготовки.

 

О клиентах и конкурентах

 

В соответствии с регламентом члены совета задали Ярославу Кузьминову три вопроса. Кто ваши клиенты? (президент Сбербанка Герман Греф). Кто ваши конкуренты? (президент Университетского колледжа Лондона Малькольм Грант). Каковы препятствия для привлечения иностранных преподавателей в Москву? (ректор Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули).

Вышка сопоставляет себя с несколькими университетами — это и Лондонская школа экономики, занимающая лидирующее место в глобальной социально-экономической науке, и Университет Гумбольдта с его опытом успешной постсоциалистической трансформации, и Университет Эразмуса с его практикой притяжения интеллектуальных ресурсов поверх национальных границ.

Клиентов у Вышки как минимум пять: семьи, бизнес, государство, местное сообщество и международное академическое сообщество, на которое университет ориентируется не только ради признания. Если его сотрудники публикуются в зарубежных журналах, а студенты продолжают учебу в зарубежных университетах, значит, ВШЭ тоже на него работает.

Вышка сопоставляет себя с несколькими университетами — это и Лондонская школа экономики, занимающая лидирующее место в глобальной социально-экономической науке, и Университет Гумбольдта с его опытом успешной постсоциалистической трансформации, и Университет Эразмуса с его практикой притяжения интеллектуальных ресурсов поверх национальных границ. Но невозможно оказаться в топ-100, если просто повторять то, что делали вузы, которые сейчас находятся в топ-100: нужно искать свои решения. Одно из преимуществ Высшей школы экономики в том, что она является не только исследовательским, но и проектным университетом.

Главное препятствие для привлечения иностранных преподавателей, по мнению Ярослава Кузьминова, — представление о том, что в России отсутствует плотная академическая среда. Поэтому главный вызов — доказать: если человек приехал в Москву на постоянный контракт или на постдок, он попадет в среду не худшую, чем в Барселоне или Сиднее. В этом отношении ситуацию можно преодолеть, приглашая коллег на короткие контракты и создавая центры превосходства.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Автор текста: Старцев Борис Юльевич, 6 июля, 2013 г.

«Вышка» в Telegram