Парижский конкурс — один из самых крупных и известных в мире конкурсов пианистов среди любителей. Он был организован в 1989 году профессором экономики Жераром Бекерманом, и 25 лет люди разных профессий и рода занятий: врачи, адвокаты, студенты, журналисты, инженеры и бизнесмены — собираются в Париже, чтобы продемонстрировать мастерство игры на фортепиано. Михаил Дубов, поделивший в этом году третье место с американской пианисткой Джун Ву, — программный инженер. Он уже работает по специальности, и, по его словам, музыка не дает ему уставать от работы. В музыкальной карьере вышкинского студента Михаила Дубова это второй конкурс — в 2011 году он стал лауреатом I международного конкурса для пианистов-любителей «Claviarium», который проходил в Культурном центре ВШЭ. Михаил уже второй вышкинец, добившийся успеха в конкурсе пианистов-любителей в Париже. (Два года назад в числе пяти финалистов конкурса был студент экономического факультета ВШЭ Евгений Литвиненко).
«Меня покорила французская публика (и не только меня, но и других участников конкурса, с которыми я общался) своей открытостью, отзывчивостью, энтузиазмом. Играть для такой воодушевленной публики оказалось очень легко, что в моей практике бывало не так часто, — говорит Михаил Дубов. — Я довольно много выступал и выступаю на концертах, возможностей для этого в Москве сейчас достаточно, так как интерес к любительской игре на рояле (столь распространившейся в последнее время в Европе) и в России растет».
В музыкальной карьере вышкинского студента Михаила Дубова это второй конкурс — в 2011 году он стал лауреатом I международного конкурса для пианистов-любителей «Claviarium», который проходил в Культурном центре ВШЭ
Уровень исполнения пианистов-любителей на конкурсе оценивают два жюри: официальное, в состав которого входят известные пианисты со всего мира и профессора Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца, и «жюри прессы», состоящее из музыкальных критиков, представляющих национальные и международные средства массовой информации. По задумке организаторов конкурса участники имеют возможность свободно общаться с членами жюри и даже попросить совета у судей относительно того, каким образом сыграть выбранные произведения.
Одним из основных принципов конкурса является свобода выбора исполняемых произведений. Как объясняют сами организаторы, это делается для того, чтобы не ставить конкурсантов в жесткие рамки, а дать возможность музыкантам раскрыться, исполняя произведения, которые они выбрали сами.
По мнению Михаила, во многом успех его выступления как у публики, так и у жюри связан с удачным выбором программы. «Вместе с моим преподавателем Ольгой Потехиной я сделал ставку на разнообразие: в программу входила полифония Иоганна Себастьяна Баха, романтические пьесы Ференца Листа, Эдварда Грига, Николая Метнера, импрессионистическая «Сонатина» Мориса Равеля и, наконец, пьеса в стиле jazz-fusion нашего современника Николая Капустина, — рассказывает музыкант. — Выносить на публику столь разные по характеру и выразительным средствам пьесы в одной программе было нелегко, но одновременно это позволило мне показать свою музыкальность с разных сторон».
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ