• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пароль — «Ядов»

25 апреля выдающемуся российскому социологу, профессору кафедры общей социологии ВШЭ Владимиру Ядову исполняется 85 лет.

Владимир Ядов
Владимир Ядов
«Его имя — как пароль», — сказал как-то о Владимире Александровиче Ядове социолог Владимир Магун. А другой социолог Борис Докторов вспоминал, как еще в 1968 году в ленинградских научных кругах услышал такую фразу: «Советская социология начинается с буквы “Я”». Преувеличение? Вовсе нет. В том же 1968 году Владимир Ядов приехал в Тарту, где читал в местном университете цикл лекций, а по ночам — составлял, глава за главой, книгу «Методология и процедуры социологических исследований». Это был первый в СССР учебник по социологии.

А ведь Ядова, выпускника философского факультета Ленинградского университета, поначалу не взяли в аспирантуру. Обвинили в том, что скрыл, что его отец был «зиновьевцем». Через год, после смерти Сталина, решение пересмотрели. Но и этот год для Ядова не пропал зря: он пошел работать на завод, стал учеником слесаря-лекальщика, и именно социология труда была на первых порах основным предметом его научных интересов.

Становление социологической науки в СССР шло тяжело. Власть и обслуживавшие ее «ученые» относились к социологии как к еще одному элементу «системы научного управления обществом». «Цифры — это хорошо. Но нам нужны правильные цифры, которые подтверждают нашу теорию», — заметил после одного из докладов Ядова чиновник из ЦК. «Правильных цифр» исследования Ядова никогда не обещали, зато, как принято говорить, наносили российскую социологию на карту мировой науки. Так, изданная в 1967 году Владимиром Ядовым и Андреем Здравомысловым книга «Человек и его работа», рассказавшая, что не трудом единым живет советский человек, сразу стала классикой и была переведена на многие языки.

Владимир Александрович и сам учился у лучших мировых ученых. В шестидесятых годах стажировался в Лондонской школе экономики — той самой, совместно с которой Вышка создала МИЭФ. И, защищая потом докторскую диссертацию, позволил себе поблагодарить своего лондонского наставника Хильду Химмельвайт. Скандал! Членам комиссии пришлось объяснять, что Химмельвайт — крупнейший социопсихолог, экспериментатор, одна из организаторов европейской социальной психологии. Кстати, психологи Владимира Ядова тоже считают «своим» — в 1970-х годах он создал диспозиционную теорию, объясняющую, как устроена иерархия личностных установок и ценностей.

О заслугах, влиянии и актуальности исследований Владимира Александровича можно говорить очень долго. Можно напомнить, например, что профессор Ядов был организатором и первым директором Института социологии РАН. Но красноречивее слов такой факт: книга «Человек и работа» была вновь переиздана в 2003 году — спустя почти сорок лет после первой публикации!

Когда рухнул «железный занавес», казалось, что социологическая наука в России получит новый импульс к развитию. Но ситуация, сложившаяся внутри и вокруг современной российской социологии, остается непростой. «Раскол в среде отечественных социологов вполне объясним постсоветской ситуацией в обществе, утратившем ценностные ориентиры, — говорит Владимир Ядов. — Но думаю, что наша профессиональная и гражданская миссия состоит в том, чтобы оставаться в пределах взаимоуважительной полемики-дискурса, участники которого артикулируют свою позицию, но не стремятся навязать ее оппоненту».

Поздравляем!

25 апреля, 2014 г.

«Вышка» в Telegram