С 2015 года процедура и критерии назначения академических надбавок сотрудникам университета несколько меняются. Такое решение 28 ноября принял Ученый совет НИУ ВШЭ.
Всего по университету в 2014 году академическую надбавку первого уровня получали 655 человек, надбавку второго уровня — 72 человека (с учетом тех, кто получает надбавки, действующие с прошлого года), надбавку третьего уровня за статью в зарубежном рецензируемом журнале — 229 человек, работающих в самых разных научных сферах — от филологии до инженерии. В целом число получателей надбавок всех уровней выросло за год примерно на 19%, а за последние три года — в два раза. Если год назад доля преподавателей и научных сотрудников, имевших право подавать на какую-либо надбавку и получавших ее, составляла около 30%, то в этом году — 36%.
Для оценки поданных на надбавки публикаций (там, где качество самой статьи или журнала, в котором она была опубликована, вызывали сомнение) были проведены 162 экспертизы с привлечением более чем ста экспертов. Основными причинами негативных заключений экспертов были слабая аффилированность автора статьи с НИУ ВШЭ, а также нарушение принципов академической этики — когда статья публиковалась в нередактируемом и даже незарегистрированном в РИНЦ журнале, а то и вовсе на платной основе. Кроме того, среди заявок на надбавки увеличилось количество докладов на «заочных конференциях», которые зачастую также являются платными и не проходят никакого редакционного отбора.
С учетом этих и других обстоятельств систему академических надбавок решено модифицировать. Можно выделить несколько групп новшеств в зависимости от уровня надбавки, на которую претендует автор публикации.
С 2015 года на надбавку первого уровня больше не будут приниматься доклады, опубликованные по материалам «заочных конференций».
Надбавка второго уровня полностью превращается в «надбавку за книгу». Она будет устанавливаться только за монографию (не коллективную), учебник или учебное пособие определенного объема. При этом подавать на надбавку можно лишь одну такую работу, а не три разных публикации, как это было ранее.
Формат публикаций, которые можно подавать на надбавку третьего уровня, расширяется. «До этого мы принимали только те публикации, которые атрибутируются как research articles, — поясняет проректор ВШЭ Мария Юдкевич. — Теперь мы предлагаем считать и те публикации, которые классифицируются как review, поскольку обзоры во многих журналах по многим направлениям являются более престижными, чем просто исследовательские статьи».
Рассматриваться при назначении надбавки третьего уровня будут также статьи в российских журналах и журналах бывших республик СССР — при условии, что эти журналы индексируются Web of Science или Scopus, а их качество, по результатам экспертной оценки, будет признано соответствующим западным журналам. Подавать на надбавку третьего уровня можно будет и монографии в области гуманитарных и общественных наук — если они выпущены известными издательствами, учитываемыми при оценке публикационной активности научных сотрудников, а также статьи на русском языке в гуманитарных журналах о русской или славянской культуре (такие статьи по объективным, лингвистическим, причинам часто не могут быть напечатаны на английском языке).
Наконец, представители компьютерных наук отныне могут подавать на надбавку третьего уровня рецензируемые доклады с ведущих конференций по computer science уровня A* по рейтингу CORE.
Не засчитываются на надбавку третьего уровня статьи на языках стран бывшего СССР — даже если журнал индексируется в Web of Science или Scopus.
Еще одно изменение — оно вступит в силу только в 2016 году — связано с учетом числа соавторов при начислении надбавки третьего уровня. Если соавторов четыре человека, то размер надбавки делится на четыре и умножается на коэффициент 1,25. Если число соавторов составляет пять человек или больше, размер надбавки делится на пять и умножается на коэффициент 1,25.
Практика показала, что действующий сейчас принцип присвоения статьям тематических категорий, а по ним — квартилей (от этого зависит размер надбавки) не вполне объективен. Теперь в случае несовпадения квартилей в тематических категориях, присвоенных журналу в базах данных, комиссия по надбавкам сможет ориентироваться на более высокий квартиль из тематических категорий, соответствующих научному направлению, в котором выполнены исследования. В особо запутанных случаях статьи будут направлены на дополнительную экспертизу.
Если оригинальный язык публикации в российском журнале первого или второго квартиля — английский, надбавка за такую публикацию присуждается так же, как за публикации в зарубежных журналах. А вот если такая публикация является переводной на английский язык, квартиль снижается на одну ступень. Также на одну ступень снижается квартиль, если статья опубликована в иностранном (гуманитарном) журнале, принимающем статьи на русском языке.
Публикующимся штатным сотрудникам университета, претендующим на надбавку, рекомендуется иметь не больше двух аффилиаций, первую из которых — с НИУ ВШЭ. Для претендентов на надбавку второго уровня аффилиация с НИУ ВШЭ обязательна. Что касается надбавки третьего уровня, то, если у автора статьи больше двух аффилиаций, размер надбавки будет поделен на количество этих аффилиаций.
Процедура подачи документов на надбавки становится полностью электронной. Бумажную версию издания комиссия по надбавкам вправе запросить только в случае, если у нее возникают конкретные вопросы по его качеству. То же самое касается и рецензий статей в зарубежных журналах, поданных на надбавку третьего уровня.
С 2015 года на академическую надбавку любого уровня могут претендовать научные сотрудники НИУ ВШЭ, работающие на полную ставку без преподавательской нагрузки, но выполнившие образовательные обязательства в соответствии с контрактом. Правда, для этого им необходимо успешно пройти оценку публикационной активности за предыдущий год.