Социолог Михаэль Рохлиц, доцент департамента политической науки факультета социальных наук ВШЭ, не только изучает людей на своем рабочем месте, но и рассматривает их через объектив фотоаппарата. 10 декабря на четвертом этаже здания ВШЭ на Мясницкой, д. 11, открылась выставка фотографий, сделанных Михаэлем в разных странах, включая Северную Корею.
«Фотография — это способ прикоснуться к «реальной жизни» и запечатлеть ее в тех контекстах, которые мы изучаем как социологи, — говорит исследователь. — Я получаю огромное удовольствие, когда беру камеру и просто целый день гуляю по незнакомому городу, будь то Китай, Россия или любая другая страна. Смотрю на людей на улицах, на рынках — как они торгуют, разговаривают, едят, играют и улыбаются. Мы слишком много времени проводим сидя за компьютером и слишком мало бываем «в поле».
Рохлиц рассказывает, что обычно он делает снимки спонтанно, а объекты для съемки выбирает, практически бесцельно бродя по городу и наблюдая за жизнью вокруг. «Изредка бывает, что люди недовольны тем, что я их сфотографировал — тогда я обычно стираю кадр и извиняюсь, — говорит он. — Но часто люди рады попозировать для портрета, и тогда могут получиться очень красивые фотографии. Особенно в Китае или на Ближнем Востоке, когда люди видят, что ты идешь с фотоаппаратом, они подзывают тебя кивком головы, широко улыбаются и хотят, чтобы их сфотографировали. Кроме того, обычно я гуляю по улицам и районам, куда редко заходят иностранцы и туристы (если вообще заходят), и это тоже плюс. В таких местах люди почти всегда очень дружелюбны и гостеприимны. Они улыбаются, когда ты их снимаешь, а потом приглашают зайти на чай. Например, в прошлом январе, гуляя по трущобам Каира, я замечательно побеседовал с местными о египетской политике».
Любимая фотография Рохлица — снимок девочки из пхеньянского метро. «Я ехал в переполненном вагоне и просто сделал случайный снимок. Только потом я понял, что получилась очень красивая фотография», — вспоминает ученый. Как ни странно, процесс фотосъемки в Северной Корее оказался не таким проблематичным, как часто представляют. «Я ездил в составе организованной туристической группы, и на самом деле делать снимки было не так уж сложно. Только в сравнительно редких случаях наши гиды говорили нам не снимать те или иные объекты. Тем не менее, когда я покидал страну, строгая дама-пограничник просмотрела все 3000 фотографий на моей камере и стерла примерно две трети из них». К счастью, у исследователя были копии всех снимков, спрятанные на флешках в багаже и в компьютере, поэтому фотографии удалось спасти.
На нынешней выставке представлены в основном фотографии, сделанные за пределами нашей страны, однако Михаэль Рохлиц рассказывает, что у него есть большая коллекция снимков и Москвы и других регионов России, и он все время снимает еще. «Так что когда-нибудь буду очень рад показать и их», — говорит он.
Анна Черняховская