Последние несколько дней студенческое сообщество активно обсуждало результаты зимней кампании ПГАС за общественную деятельность, принципы и механику назначения этих стипендий, роль студенческого совета и администрации университета. Дирекция по развитию студенческого потенциала считает необходимым ответить на самые важные вопросы о ПГАС, обозначить свое отношение к текущей ситуации и предложить меры по совершенствованию системы.
Университет, доверяя студентам и их представителям в лице студенческого совета НИУ ВШЭ, больше года назад согласился с предложением последнего о передаче ему значительной части полномочий по администрированию стипендии: на протяжении трех кампаний ПГАС критерии ее назначения вырабатывались студенческим советом, проверка конкурсных заявок студентов осуществлялась специальной комиссией студенческого совета (социального комитета).
Несмотря на то, что проверочная комиссия студенческого совета (социального комитета) прошла предварительное обучение, она не смогла обеспечить консистентную оценку конкурсных заявок студентов. На наш взгляд, главная причина заключается не в предвзятости проверяющих, а в том, что существующие критерии назначения стипендии допускают множественные толкования при определении баллов за организованные мероприятия и проекты.
Кроме того, из-за ошибки предварительные результаты оценки заявок стали доступны студентам до их окончательной проверки и официального оглашения, что повлекло за собой жалобы на качество и объективность проверки. В этой ситуации Дирекция по развитию студенческого потенциала и студенческий совет НИУ ВШЭ единственно верным решением сочли проведение апелляции по жалобам студентов. Апелляционная комиссия была сформирована студенческим советом НИУ ВШЭ из числа его членов.
Полагаем, что студенческий совет в широком обсуждении со студентами, студенческими организациями, администрацией должен пересмотреть критерии назначения стипендии, процедуру ее проверки и процесса апелляции. Участвовать в этой дискуссии также согласились сотрудники проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики, которые помогут студенческому сообществу с экспертизой критериев ПГАС на коррупциогенность, а также в вопросах выявления и исключения возможного конфликта интересов при экспертизе конкурсных заявок.
С нашей точки зрения, верным решением было бы максимальное упрощение критериев, а также увеличение количества студентов, которые ее получают, за счет уменьшения размера стипендии (сокращения ее до двух уровней вместо четырех). Считаем, что такой шаг снизит финансовые стимулы к недобросовестному поведению, фальсификации подтверждающих документов и уменьшит «погоню за грамотами». Кроме того, такой шаг позволит стимулировать более активное вовлечение студентов в реализацию волонтерских проектов в университете.
При этом Дирекция готова, в случае отсутствия консенсуса в студенческом сообществе, принять на себя проверку конкурсных заявок в следующую кампанию, считая тем не менее это временным решением на период выработки прозрачных процедур, исключающих в том числе конфликт интересов проверяющих.
Считаем, что само по себе улучшение критериев и процедур проверки ПГАС без выработки принципов поведения (этического кодекса) не помогут исключить возможность злоупотреблений со стороны отдельных представителей студенческого совета. Необходимо, чтобы ситуации, в которых заинтересованные стороны, пользуясь в том числе ими же созданными лазейками в регулировании, обеспечивали себе преференции, стали восприниматься такими же недопустимыми как, например, плагиат. И это касается не только администрирования ПГАС, но всех процессов, где студсовет занимается соуправлением Университетом.
Вопросы отставки уполномоченного по правам студентов, глав комитетов и членов студенческого совета, уличенных в нечестном поведении при подготовке конкурсных заявок и/или осуществлении проверки, должны решаться участниками конфликта и студенческим сообществом самостоятельно.
Студенческому сообществу нужно самому решить, считает ли оно совместимым подобное поведение со статусом члена студенческого совета/уполномоченного. Ответ на этот вопрос может стать хорошей основой для разработки в дальнейшем этического кодекса.
Конкурсные материалы всех победителей конкурса ПГАС являются открытыми и доступными любому студенту. Если кем-то из участников конкурса были фальсифицированы основания для получения стипендии (т.е. осознанно сообщена заведомо ложная информация для оценки), мы просим сообщить об этом с соответствующим подтверждением в адрес центра стипендиальных и благотворительных программ (scholarships@hse.ru). В этом случае университетом будут приняты исчерпывающие меры к нарушителю правил внутреннего распорядка обучающихся.
Сложная ситуация с повышенной государственной стипендией вскрыла многие противоречия как в процедуре администрирования самой стипендии, так и в системе вышкинского самоуправления. Во многом это произошло благодаря стремлению студенческого сообщества ВШЭ открыто обсуждать возникающие проблемы и совместно находить оптимальные пути решения. Мы благодарим всех неравнодушных участников обсуждения. Надеемся, что текущая ситуация станет отправной точкой и для совершенствования ПГАС, и для создания более прочного фундамента студенческого самоуправления ВШЭ.
Мы также озвучим свою позицию и готовы ответить на возникающие вопросы на заседании студенческого совета 26 февраля в 18:30.