Новым проректором ВШЭ по работе со студентами и выпускниками стала старший директор по взаимодействию с органами власти Валерия Касамара, которая сменила на этом посту Игоря Чирикова*. Она рассказала новостной службе ВШЭ о том, в чем особенность современных студентов и чем она планирует заняться на новой должности.
В 2004 году я работала с Марком Урновым в Фонде аналитических программ «Экспертиза», занималась исследованиями корпоративных культур крупных российских компаний. В один из дней позвонил Евгенией Григорьевич Ясин и предложил Марку Юрьевичу стать деканом факультета прикладной политологии. Урнов сказал, что придет в Вышку только с командой. Под «командой» подразумевалась я. Университетская жизнь меня очень пугала, несколько дней я провела в слезах по своей свободной жизни эксперта, которую я зачем-то меняла на «бюрократическую махину» — именно таким было мое заочное представление о Вышке. В результате Марк Юрьевич принял решение и за себя и за меня. Так я стала заместителем декана факультета прикладной политологии.
Как только мы пришли в Вышку, факультет переехал с Мясницкой, 20 на Кочновский. И это был сильный логистический удар. Во-вторых, в мою жизнь ворвалось все то, чего я так боялась: преподавательская нагрузка, РУПы и БУПы, учебные планы, программы учебных дисциплин, сложные кадровые вопросы и многое другое. В то же время именно Вышка позволила мне ощутить драйв студенческой жизни. Дело в том, что я начала работать со второго курса МГУ, а сразу после окончания университета у меня родилась старшая дочь. Поэтому студенчество прошло мимо меня. И только с моими политологами я стала наверстывать упущенную юность.
Отличаются ли сегодняшние студенты от тех, которые были в Вышке 10-15 лет назад? И да, и нет. С одной стороны, если посмотреть на посты «Хайер скул оф мемс», то проблемы, которые волнуют современное вышкинское студенчество, стары как мир: успеть до окончания «комплекса» в столовую, не проспать первые пары, получить большой «накоп», не умереть от бесконечных сессий.
С другой стороны, современный студент — представитель иного поколения. В Вышке я руковожу Лабораторией политических исследований, которая с 2008 года изучает российскую молодежь. По результатам наших исследований я могу сказать, что студент версии «2008» и студент версии «2018» — два совершенно разных человека.
Во-первых, студент-2018 всю свою сознательную жизнь провел в мире информационных технологий и визуального контента. Поэтому у этих ребят есть спрос на качественные лекции с хорошей картинкой. Во-вторых, у них есть потребность в многозадачности, от одной цели им становится скучно.
Поэтому нам, преподавателям, необходимо меняться и развиваться.
Своим студентам-политологам мы даже предложили инициировать факультатив по «Занимательной мемологии» для старшего поколения ВШЭ, чтобы находить общий язык было проще
Есть много планов, но одна из самых актуальных задач — это большое исследование корпоративной культуры молодого университета. Студенческий протест 30 ноября лишь подтвердил, что Вышка вошла в очередной переходный возраст, когда крайне необходимо достичь взаимопонимания по жизненно важным вопросам, когда нужно работать над внутренними коммуникациями.
Мне кажется, необходимо посмотреть, чем поколение отцов-основателей Вышки и преподавателей старшего возраста отличается от поколения молодых сотрудников и студентов. Чем была Вышка для тех, кто ее придумал, какие задачи они ставили в первую очередь, с чем Вышка ассоциируется у них сейчас? Как ее воспринимает молодое поколение преподавателей? Как ее понимают нынешние студенты? Очень часто выпускника Вышки можно узнать интуитивно. Сразу становится понятно, что значит «быть одной крови», но вот в чем секрет этой «одной крови»? Если все получится, то есть план выпустить книгу по разгадыванию культурного кода НИУ ВШЭ.
Следующее важное направление — популяризация исследовательской работы среди студентов, активное вовлечение их в научно-исследовательские и экспертно-аналитические проекты. Ведь современный студент — это не про зубрежку учебников и конспектов. Если вы действительно хотите стать профессионалом, то должны понимать, как устроена реальная наука. Курировать это направление будет Иван Груздев, который назначен директором по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов.
Не менее важное направление — социальная активность студентов. В Вышке много студорганизаций, при этом доля вовлеченных молодых людей не столь велика. С директором по развитию студенческого потенциала Павлом Здоровцевым мы сейчас обсуждаем, как мотивировать ребят активнее участвовать в таких проектах. Важно понимать, что участие в них напрямую связано с подготовкой студентов как профессионалов: одни из главных компетенций на рынке труда сегодня — эмоциональный интеллект и «гибкие навыки» в целом, а развить эти навыки проще всего, принимая участие в различных студенческих инициативах. Поэтому социальную активность студентов мы будем поощрять и поддерживать.
Кроме того, в Вышке уже проделана большая работа по развитию студенческого потенциала: запущен проект экспедиций «Открываем Россию заново», который пользуется большой популярностью как у студентов, так и у преподавателей, проведен первый научный фестиваль «Луноход», набрали популярность «Научные бои» и многое другое. Безусловно, все успешные инициативы нужно развивать дальше.
Во время вручения премии «Золотая Вышка» в честь 26 дня рождения НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов назвал Вышку пространством свободы. Это очень верное определение. Вне зависимости от политических, религиозных и иных представлений здесь ты чувствуешь себя очень комфортно.
Эта свобода позволяет тебе найти себя и самореализоваться. Хочешь — в науке, а хочешь — в творчестве. Хочешь один, а хочешь в команде. Хочешь — создавая партию Альянс консерваторов за порядочную Вышку, а хочешь — став редактором студенческого СМИ. В этом плане Вышка очень многолика и многофункциональна. Я очень ее люблю и постараюсь сделать так, чтобы это чувство разделило со мной как можно больше людей.
* Последние два года эту должность занимал Игорь Чириков, научный руководитель Центра социологии высшего образования. Недавно он переехал в США, так как принял предложение стать старшим научным сотрудником и директором проекта SERU Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли. При этом он остался профессором факультета социальных наук ВШЭ.