30 мая в Высшей школе экономики состоялось заседание Международного консультативного комитета (МКК) Программы развития НИУ ВШЭ, который был учрежден в начале 2010 года и впервые собрался в полном составе.
Открыли заседание научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин и первый проректор ВШЭ Лев Якобсон, который охарактеризовал основные направления развития университета и отметил главные достижения минувшего года. Важным фактом растущего международного признания стало продвижение ВШЭ в глобальном рейтинге университетов, который ежегодно составляет агентство QS: вместе с четырьмя другими российскими вузами Вышка вошла в топ-500 университетов мира. Об упрочнении позиций ВШЭ в качестве национального исследовательского университета свидетельствуют победы в трех крупных общероссийских конкурсах, поддержанных Правительством РФ, а также участие в разработке национальной Стратегии-2020. Вышка является и одним из самых популярных вузов у российских абитуриентов: на протяжении последних лет университет стабильно входит в тройку вузов-лидеров, зачисляющих абитуриентов с самыми высокими баллами ЕГЭ. А привлечение талантливых студентов — неотъемлемая часть стратегии исследовательского университета, занимающегося подготовкой национальной элиты.
Новые достижения неизбежно ставят вопрос о возможностях дальнейшего развития и выборе приоритетов. Как прочно интегрироваться в глобальное пространство научных исследований, занять свою нишу, сформировать современную академическую культуру? Как стать привлекательным университетом не только для российских, но и для иностранных студентов, желающих получить образование в области социально-экономических наук? В чем слабости Вышки и где ее основные преимущества? К открытому обсуждению этих сложных вопросов были приглашены ведущие зарубежные эксперты.
Дополнение к основному профилю
Выступление первого проректора ВШЭ Вадима Радаева было целиком посвящено образовательной деятельности университета. В прошлом году были открыты факультет истории и отделение востоковедения, которые пользовались популярностью у абитуриентов. В этом году открыт факультет филологии, а отделение деловой и политической журналистики планируется трансформировать в факультет масс-медиа. В последние годы произошел рост числа бакалавров и магистров, в основном за счет открытия новых факультетов и отделений и увеличения набора в магистратуру (за последние 6 лет количество студентов магистратуры выросло в пять раз).
Говоря о проблеме быстрого расширения университета, член МКК Джамил Салми, координатор по Восточной Европе проектов в сфере высшего образования Всемирного банка, отметил, что за последний год в Высшей школе экономики стартовало много новых проектов. Но есть и проблемы. «Я вижу много деревьев, но не вижу леса. Откуда Вышка вышла, известно, а вот куда она движется, не совсем ясно». У эксперта в связи с этим возник вопрос: насколько новые факультеты вписываются в стратегию развития университета? И каковы критерии отбора подобных инициатив?
Вадим Радаев пояснил, что открытие новых факультетов связано с необходимостью сформировать у студентов помимо специальных компетенций фундаментальные — связанные с философией, историей, культурологией… «На первый взгляд, факультет бизнес-информатики не совсем вписывается в основной профиль вуза, — сказал он. — Но идея была в том, чтобы связать информационные технологии с менеджментом и экономикой».
Патти МакГилл Питерсон |
По мнению Джамила Салми, новые факультеты ВШЭ должны не только соответствовать миссии университета, но и иметь некий общий «интерфейс», который бы сближал их с «профильными» учебными программами Высшей школы экономики. Кроме того, обучение и проводимые исследования могут быть ориентированы на поиск решений специфических для России социально-экономических проблем.
«Высшая школа экономики была основана для обеспечения руководства страны знаниями и экспертизой, необходимыми для проведения рыночных реформ, — напомнил в связи с этим член МКК, профессор Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, профессор Открытого Университета Каталонии в Барселоне и почетный профессор ВШЭ Мануэль Кастельс. — Эта задача должна сохраняться. ВШЭ должна оставаться «поставщиком» экономической элиты для России».
По мнению первого проректора ВШЭ В. Радаева, чтобы занять лидирующие позиции на российском рынке образования, а также выйти на мировой уровень, необходимо создавать новые стандарты преподавания, привлекать талантливых студентов, создавать стимулы для академического развития. Это уже делается. Так, Вышка активно участвовала в разработке образовательных стандартов третьего поколения, а после получения статуса национального исследовательского университета воспользовалась правом и разработала собственные, оригинальные образовательные стандарты.
Аспирантура: новые принципы и новые вопросы
Серьезным образом в Высшей школе экономики пересматриваются принципы обучения в аспирантуре. Сегодня здесь обучается более 600 аспирантов. Однако многие из них, как и аспиранты большинства российских вузов, вынуждены отвлекаться от научных занятий и искать возможность заработать себе на жизнь, поскольку государственная стипендия слишком мала. Разумеется, дополнительная занятость не способствует продуктивности научных исследований. Поэтому в прошлом году было принято решение об открытии в НИУ ВШЭ академической аспирантуры (так называемой «аспирантуры полного дня»), организуемой по типу западных программ PhD. Учащиеся академической аспирантуры могут полностью сосредоточиться на своих исследованиях: они вовлечены в работу научных институтов ВШЭ и, кроме того, получают стипендию в размере 25 тысяч рублей, что почти в десять раз больше государственной.
Тимоти Колтон |
По мнению членов МКК, в настоящее время количество защит аспирантов снижается во всем мире. Отличие России в том, что если на Западе диссертации защищают те, кто собирается продолжать академическую деятельность, то в нашей стране это совсем не обязательно. «В России на рынке труда ученая степень ценится высоко, поэтому не все российские аспиранты выбирают академическую деятельность», — отметил В. Радаев.
Язык интернационализации
В последние годы особое внимание уделялось интернационализации университета, продолжил свое выступление первый проректор ВШЭ. В Вышке с каждым годом растет число образовательных программ, реализуемых совместно с ведущими зарубежными университетами. По окончании таких программ студенты получают два диплома. Одновременно увеличивается и число учебных курсов, читаемых на английском языке. Сейчас их 88. И со временем из англоязычных курсов будут сформированы полноценные образовательные программы, привлекательные как для иностранных, так и для российских студентов.
Член МКК Патти МакГилл Питерсон в связи с этим заметила, что иностранные студенты должны быть полностью интегрированы в университетскую жизнь. Майкл Барбер, партнер компании McKinsey&Company, член МКК, отметил, что «институциональные преобразования — самые сложные, но Высшей школе экономики многое удалось сделать». Впрочем, это не повод останавливаться. В частности, по мнению эксперта, «надо еще больше работать по компетенциям в области владения английским языком, особенно в магистратуре». Один из инструментов — связать преподавание разных дисциплин с навыками владения английским. В любом случае английский язык необходим, так как без него в современном мире не обойтись.
Председатель МКК Эрик Маскин, лауреат Нобелевской премии по экономике 2007 года, профессор Института перспективных исследований Принстонского университета в своей реплике тоже затронул тему английского языка: «Английский важен для своих (неиностранных) студентов в связи с интернационализацией образования. Многие базовые учебники и статьи издаются на английском языке. Преподавателей английского можно рекрутировать на международном рынке. И очень хорошо для студентов, если это будут носители языка, не говорящие по-русски».
Вадим Радаев согласился с этим мнением и добавил, что студенты хотят слушать курсы на английском, чтобы повысить свои компетенции.
Майкл Барбер |
Исследования: средства и результативность
Другому аспекту деятельности университета — научно-исследовательскому — был посвящен доклад первого проректора ВШЭ Леонида Гохберга. Среди национальных исследовательских университетов Высшая школа экономики — единственный вуз социально-экономического профиля. В качестве приоритетных направлений исследований определены экономика, социология, государственное и муниципальное управление, менеджмент. Однако и другие научные отрасли в Вышке представлены достаточно хорошо, что подтверждается качеством проводимых исследований. Недавно открытый факультет — математики — один из лучших по своему профилю в России в плане научной работы.
«Мы удвоили-утроили показатели по объему привлекаемых в исследования средств, количеству публикаций в ведущих журналах. Стремимся и к увеличению числа преподавателей, занимающихся наукой. И хотя уже сегодня этот показатель выше среднего по России в три раза, останавливаться на достигнутом мы не собираемся», — сказал Л. Гохберг.
Проректор ВШЭ Андрей Яковлев обратил внимание на то, что примерно три четверти средств, финансирующих исследования в университете, — это средства государственных заказчиков — правительства, министерств и ведомств России. И в этом есть определенный риск. Член МКК, директор Центра международного высшего образования Boston College Филип Альтбах заметил, что «к 2020 году соотношение инвестиций частного и государственного секторов в научную деятельность университета должно быть обратным». По мнению членов МКК, для этого необходимо активнее обращаться в различные зарубежные фонды. Кроме того, Евросоюз выделяет значительные средства на исследования, можно в партнерстве с европейскими университетами претендовать на гранты.
Дэниел Трейсман |
Джамил Салми и Майкл Барбер считают, что для оценки эффективности научно-исследовательской работы необходимо выработать четкие, понятные всем критерии. В Вышке эта работа уже начата. Леонид Гохберг заметил, что система контроля над деятельностью институтов, центров и лабораторий сейчас создается. Возможно, по результатам мониторинга научной деятельности некоторые наименее эффективные научные подразделения будут закрыты.
К стратегическим задачам, по мнению первого проректора Л. Гохберга, следует отнести также более активное участие в международных (в том числе сравнительных) исследованиях. И создание международных лабораторий — один из способов продвинуться в этом направлении. За последнее время в ВШЭ создана целая сеть лабораторий международного уровня — их уже одиннадцать. Причем лишь две из них — на средства правительственных грантов (по конкурсу Министерства образования и науки), а девять — за счет средств ВШЭ, и, как отметил Л. Гохберг, есть еще заявки на организацию подобных подразделений.
Другой аспект научно-исследовательской работы университета — создание баз данных по экономике и социологии. Важно также привлекать «академически настроенных студентов» к участию в проектах, стремиться развивать междисциплинарные группы. Значимый тренд, который руководство университета собирается поощрять, — создание базовых кафедр, которые поддерживаются компаниями. В прошлом году ВШЭ выиграла грант на развитие инновационной инфраструктуры. Реализация этого проекта будет проходить с непосредственным участием коммерческих организаций.
Вверх по академической «лестнице»
О механизмах стимулирования академической активности сотрудников и о кадровой политике университета рассказала участникам встречи проректор ВШЭ Мария Юдкевич. Она отметила, что академическая карьера в России не столь привлекательна, как возможности, предоставляемые студентам и выпускникам в бизнесе. Усугубляет ситуацию и отсутствие полноценного рынка академического труда. Новых преподавателей и исследователей Высшая школа экономики ищет не только в России, но и за рубежом, в частности среди специалистов, получивших степень PhD — с ними ВШЭ заключает специальные контракты.
Прямое стимулирование академической активности профессорско-преподавательского состава происходит по нескольким направлениям — от трехуровневой системы академических надбавок за публикации в реферируемых журналах до выделения индивидуальных и коллективных грантов под реализацию конкретных исследовательских проектов. Мария Юдкевич также напомнила о существующих программах поддержки академической мобильности, программе кадрового резерва и различных тренингах и программах повышения квалификации, открытых для сотрудников Высшей школы экономики.
Будучи ведущим российским экономическим университетом, ВШЭ старается интегрировать учебную и исследовательскую деятельность. Один из способов добиться такой «связки» — создание научно-учебных лабораторий (НУЛов). Этот процесс, начавшийся в 2005 году, набирает обороты — только за два последних года было создано 12 новых НУЛов. Одновременно в университете создаются «практикоориентированные» проектно-учебные лаборатории. При этом, по словам Марии Юдкевич, деятельность лабораторий необходимо оценивать критически, исходя из эффективности и продуктивности их работы.
Подводя итог, проректор ВШЭ отметила, что университет будет стремиться к изменению «рутины» академической деятельности, которая нередко отстает от современных требований к проведению исследований. «Нам необходимо адаптироваться и интегрироваться в международные исследовательские структуры», — подчеркнула Мария Юдкевич.
Международная интеграция может обеспечить появление новых, более сильных стимулов для тех студентов и выпускников Вышки, которые готовы продолжать академическую карьеру, полагает, в свою очередь, член МКК Мануэль Кастельс. «Насколько я понимаю, быть академиком в России не очень почетно, — сказал он. — И раз система стимулов и вознаграждений, существующая внутри российского академического сообщества, недостаточна для молодых исследователей, привлекать их можно перспективой самореализации в международном академическом пространстве».
Филип Альтбах полагает, что «абсолютным ключом к успеху на этом пути является создание академической культуры». В то же время он уверен, что «мы находимся в начале революции наших представлений о том, что такое обучение и чему нужно обучать в университетах». «Российские университеты об этой проблеме, которая много обсуждается в США и Европе, не задумываются, так что у Высшей школы экономики есть шанс стать лидером в этом направлении», — сказал Филип Альтбах.
Майкл Барбер между тем отметил, что стратегия развития университета должна предусматривать большую, чем это обычно принято в российских вузах, свободу выбора для студентов. «Авторитарную культуру, сложившуюся в российском академическом сообществе, нужно преодолевать, — согласился с коллегой Мануэль Кастельс. — К счастью, в этом плане ситуация в Высшей школе экономики значительно лучше, чем в других российских вузах. Но критическое мышление должно не просто приветствоваться — его необходимо развивать и поддерживать».
Питер Стернс |
В завершение встречи члены МКК отметили, что ждут от коллег из Высшей школы экономики «фидбэка» на отмеченные ими проблемы и возможные пути развития университета. В то же время они подчеркнули, что МКК не может и не ставит перед собой задачи «подменять» университетский менеджмент: наилучшим путем станет объединение усилий международных и «внутренних» экспертов ВШЭ. Впрочем, одно пожелание руководству ВШЭ члены МКК все же высказали, предложив проводить новые консультации не только в Москве, но и в филиалах Высшей школы экономики.
Комментарии членов Международного консультативного комитета Программы развития НИУ ВШЭ
Питер Стернс: На меня — также как и на моих коллег-экспертов консультативного комитета ВШЭ — большое впечатление производят темпы и качество развития университета в последние годы. Я не думаю, что кто-то из нас может рекомендовать руководству университета какие-либо радикальные перемены курса. Мне кажется, что нужно просто уточнить приоритеты — тактические и стратегические.
Победить на всех фронтах невозможно, поэтому нужно определить самые важные направления работы. К примеру, дискуссия о научном и преподавательском штате ВШЭ кажется мне весьма своевременной и актуальной. Университет уже интенсивно работает в этой сфере, но важно не только нанимать новых перспективных ученых, но и создавать самые благоприятные условия для того, чтобы ни они, ни старые, проверенные, сотрудники не покидали университет. Не менее своевременным был разговор об интернационализации образовательных программ ВШЭ и об обменных программах для студентов бакалавриата, о междисциплинарных проектах.
На мой взгляд, руководство ВШЭ поступит мудро, если немного сместит акцент в развитии международных связей: сейчас ВШЭ много внимания уделяет развитию отношений с университетами Западной Европы и США, при этом университеты стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика — Ред.) заслуживают не менее пристального внимания.
Добиться международного признания в области образования можно только прилагая грандиозные усилия. По этому пути продвигается не только ВШЭ, но и мой университет и многие другие вузы мира. Образование — сфера высоко конкурентная, и победителями станут наиболее настойчивые и последовательные.
Тимоти Колтон: К сожалению, в прошлом году я не смог участвовать в первой встрече экспертов МКК, так что это — мой первый опыт совместной работы с российскими и западными коллегами. Пока я пытаюсь понять структуру университета, сильные и слабые стороны его развития. Прежде чем предлагать рекомендации необходимо основательно разобраться в сложном «организме», каким является любой вуз. Руководство ВШЭ предоставило экспертам МКК разностороннюю информацию для размышлений и создало прекрасные условия для работы — атмосферу открытости, дружелюбия.
Что касается рекомендаций, то мне кажется, университет должен выявить свою основную миссию и определить, на чем именно сконцентрировать свои усилия и ресурсы. У меня сложилось впечатление (возможно, поверхностное), что у ВШЭ слишком много приоритетных направлений. Я бы сократил список важнейших стратегических задач вуза и сосредоточился на решении немногих, но важнейших.
Эрик Маскин: Мне кажется, что Высшая школа экономики блестяще справляется с целым комплексом сложнейших проблем. По крайней мере, для меня прогресс в делах университета очевиден. Возможно, не все амбициозные задачи руководства вуза будут решены в ближайшее время, но наиболее острые проблемы развития будут преодолеваться шаг за шагом. Дорогу осилит идущий. Я с оптимизмом смотрю на будущее университета.
Андрей Щербаков, Олег Серегин, Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука