30 ноября на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подводились итоги учебно-методической деятельности университета в 2011/2012 году.
Сергей Рощин |
Количество студентов, обучающихся в ВШЭ, впервые превысило 20 тысяч человек, причем рост зафиксирован по всем категориям студентов — магистрантам, магистрантам очно-заочной формы обучения, студентам бакалавриата и даже специалитета. Число учащихся на специалитете, неуклонно снижавшееся в последние годы, выросло за счет МИЭМ. «Вопрос о построении эффективных организационных моделей, сопровождающих такое большое число образовательных программ и студентов, — один из наиболее важных вопросов, стоящих перед университетом», — заметил в связи с этим Сергей Рощин.
Расширение числа направлений подготовки как в бакалавриате, так и в магистратуре подталкивает к уточнению общих подходов к образовательным программам, считает проректор ВШЭ. «Мы стали очень разнообразны, и то, что хорошо для востоковедения, не всегда подходит для дизайна, — пояснил Сергей Рощин. — Как при такой дифференциации сохранить общие стандарты и подходы — это еще один вызов для нас».
Вышка продолжает разработку оригинальных образовательных стандартов по ряду направлений подготовки, кроме того подготовлены проекты ФГОС по новому для российского высшего образования направлению «Медиакоммуникации». «Мы начали работу по созданию «рамки» экспертизы образовательных программ совместно с Всемирным банком, — добавил Сергей Рощин. — Я надеюсь, что эта работа будет продолжена и с другими партнерами. Нам нужно отладить технологию внешней экспертизы наших программ».
Говоря о структуре базовых учебных планов и доли дисциплин по выбору в них, Сергей Рощин отметил, что университет «научился предлагать студентам различные дисциплины, но фактический выбор при этом остается сжатым». Недостаточно, на его взгляд, используется такой ресурс, как самостоятельная работа студентов. В бакалавриате доля самостоятельной работы составляет около 60 процентов, в магистратуре — превышает 75 процентов. Средняя аудиторная нагрузка студентов в Москве (около 24 часов в неделю в бакалавриате и 15,4 часа в магистратуре) выше, чем в других кампусах, хотя и не намного.
Почти в два раза увеличилось в рабочих учебных планах количество дисциплин на английском языке — с 50 до 88 в бакалавриате и со 118 до 194 в магистратуре.
Почти в два раза увеличилось в рабочих учебных планах количество дисциплин на английском языке — с 50 до 88 в бакалавриате и со 118 до 194 в магистратуре. «Но с учетом масштабов нашей деятельности нельзя сказать, что это количество позволяет нам активно принимать на включенное обучение нерусскоязычных студентов», — уточнил проректор.
Кто учится в Вышке
Без серьезных колебаний обходится уровень средних баллов успеваемости студентов, в магистратуре он традиционно на несколько десятых балла выше, чем в бакалавриате (7,41 и 7,26 балла соответственно в Москве в 2011/2012 учебном году). Интересно, что далеко не на всех факультетах победители олимпиад демонстрируют лучшую успеваемость, чем студенты, поступившие по результатам ЕГЭ.
Интересной выглядит картина с отчислениями студентов. На большинстве факультетов в Москве и других кампусах доля отчисленных в 2011/2012 году составляла в пределах 10 процентов. Существенно выбивались из этой зоны показатели факультета филологии, отделения прикладной математики и информатики, а также факультета права Санкт-Петербургского кампуса, там доля отчисленных — 15-20 процентов. Чаще отчисляются студенты, обучающиеся на платных местах. «Работающим» Сергей Рощин назвал институт индивидуальный учебных планов (ИУП), однако эффективность его использования со стороны студентов составляет около пятидесяти процентов. На большинстве факультетов около половины студентов, оформивших ИУП для повторного изучения дисциплин, по которым у них были задолженности, в конечном итоге отчисляются.
Очень пестрая ситуация складывается с отчислениями по сокращенным программам, реализуемым подразделениями дополнительного образования. «В Москве с таких программ уходят в первую очередь по собственному желанию, и это означает, что мы, видимо, предлагаем слушателям не совсем те варианты, что им нужны, — сказал Сергей Рощин. — А вот в Нижнем Новгороде причина ухода почти всегда академическая неуспеваемость. Получается, что там мы проводим неадекватный отбор слушателей? По Санкт-Петербургу картина смешанная, но там слишком велика доля тех, кто не проходит итоговую государственную аттестацию».
А вот ситуация с итоговой аттестацией по обычным программам бакалавриата и магистратуры стала, по словам Сергея Рощина, «более спокойной». Доля выпускников, не прошедших итоговую государственную аттестацию в целом по университету снизилась более чем в два раза и составила 3,2% в бакалавриате, 3,9% в специалитете и 3,8% в магистратуре ВШЭ в 2012 году.
Остановился Сергей Рощин и на статистике переводов студентов внутри НИУ ВШЭ. В 2011/2012 году их количество сократилось, правом перевода воспользовались 235 бакалавров и 10 магистрантов. Четверть из таких студентов впоследствии не смогли закончить обучение и были либо отчислены за неуспеваемость, либо покинули Вышку по другой причине (например, перешли в другой вуз).
Ярослав Кузьминов |
Внимания заслуживают два показателя, фиксирующие стабильность обучения в университете — так называемые коэффициенты «сохранности» и «выживаемости». Коэффициент сохранности отражает изменение численности студентов одного набора на первоначальном факультете с учетом различных переводов. Данные показывают, что набор бакалавров 2009 года (сейчас эти студенты находятся на четвертом курсе) лучше всего сохранился в Нижегородском кампусе. Там коэффициент сохранности превышает 90%. А вот на трех других площадках он составляет около 80%. Коэффициент выживаемости, в свою очередь, показывает, сколько студентов, набранных на конкретный факультет на конкретную программу, завершили на ней все четыре курса обучения. В Москве наибольшая «выживаемость» зафиксирована на бывшем отделении деловой и политической журналистики (нынешний факультет медиакоммуникаций), факультетах бизнес-информатики и менеджмента. 73-74 процента студентов, поступивших на первый курс этих факультетов в 2008 году, завершили бакалаврское обучение на них же в 2012 году. В среднем же по университету, с учетом всех кампусов, коэффициент выживаемости для первокурсников бакалавриата 2008 года составил 60,1%. Аналогичный показатель для магистрантов набора 2010 года составил 63%. Половина выпускников бакалавриата ВШЭ при поступлении в магистратуру Вышки сохраняют прежнее направление обучения. Исключение составляет Санкт-Петербургский кампус, где сменить направление решают сразу 73 процента бакалавров.
В различных программах международной академической мобильности в 2011/2012 году участвовали 549 студентов. 166 человек обучались на программах двойных дипломов с зарубежными вузами-партнерами, 77 человек проходили обучение за рубежом в течение всего года. 371 студент стал участником международных летних или зимних школ.
Кто в Вышке учит
Число преподавателей и преподавательских ставок в ВШЭ год от года продолжает расти как в Москве, так и в других кампусах. Присоединение МИЭМ только усилило этот тренд в столице. По данным на ноябрь 2012 года число сотрудников профессорско-преподавательского состава (ППС) в Москве подошло к отметке в 2700 человек. Одновременно снижается число студентов, приходящихся на одного сотрудника ППС. В Москве к началу учебного года оно составило 9,3 студента на одного штатного преподавателя. «Что касается возраста преподавателей, то мы имеем бимодальную ситуацию, когда, с одной стороны, увеличивается возраст профессоров, с другой — есть очевидный приток молодых преподавателей», — рассказал Сергей Рощин. В итоге средний возраст штатных сотрудников ППС в Москве уменьшился почти на год до 45,5 лет. Снижение среднего возраста штатных преподавателей произошло и в Перми (до 41 года), а вот в двух других кампусах преподаватели «повзрослели», правда, и там средний возраст составляет 41-42 года.
Основу учебной нагрузки ППС по-прежнему составляют аудиторные занятия (51%) и контроль и аттестация (26%). Основную аудиторную нагрузку, что ожидаемо, несут на себе доценты. В помощь им призваны учебные ассистенты, количество которых в первом-втором модуле текущего учебного года достигло 275 человек. 17 учебных ассистентов с начала этого проекта сами стали преподавателями.
Среди студентов наиболее активно пользуются LMS первокурсники (52% в среднем по ВШЭ), затем их доля существенно падает. Исключение вновь составляет Пермь, где даже на четвертом курсе более 40 процентов студентов обращаются к LMS.
Завершая обзор, Сергей Рощин остановился на эксперименте по проведению экзамена IELTS среди второкурсников московской Вышки. «Все оказалось совсем не так плохо, как мы опасались, — рассказал проректор ВШЭ. — Сдали экзамен наши студенты прилично. Это важнейший шаг, во-первых, по развитию нормального знания английского языка, во-вторых, по использованию внешних инструментов оценки качества подготовки студентов ВШЭ».
Подводя итог, Сергей Рощин подчеркнул, что многие из вызовов и задач, обозначенных год назад, остаются актуальными для университета и сегодня. Здесь и рост конкуренции со стороны ведущих университетов, и необходимость вхождения в мировой образовательный и исследовательский рынок, и приведение в соответствие друг с другом образовательных и профессиональных стандартов, и разработка перспективной модели инженерного образования в связи с присоединением МИЭМ, и оптимизация профессорско-преподавательского состава, который отвечал бы перечисленным выше задачам.
Прочее
На заседании Ученого совета был также утвержден целый ряд положений НИУ ВШЭ. В частности, были приведены в соответствие с требованиями университета положения о научно-исследовательской лаборатории космических исследований в области технологий, систем и процессов МИЭМ НИУ ВШЭ и об экспертном совете этой лаборатории. Ведущим сотрудником лаборатории является известный американский инженер и астроном Дэвид Данхэм.
Другое принятое Ученым советом положение позволит присваивать статус именных профессоров. Эта практика широко распространена в американских университетах. В Вышке она впервые будет использована на базовой кафедре Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича Российской академии наук. Одному из профессоров кафедры на четыре года (с возможностью продления этого срока) по инициативе ученого совета факультета математики ВШЭ будет присвоен статус Добрушинского профессора. Добавим, что Роланд Львович Добрушин (1929-1995) являлся крупнейшим российским математиком, основателем научной школы, специалистом по теории вероятностей, статистической физики и теории информации.
Александр Ходачек |
Для координации работы со студентами в ВШЭ создается Совет по делам студентов. К его деятельности планируется активно привлекать представителей различных студенческих организаций Вышки. Наконец, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №945 в Высшей школе экономики установлены повышенные государственные академические стипендии за достижения в учебной, исследовательской и иной деятельности. Размер ежемесячных стипендий за учебные достижения составит 5315 рублей, за научно-исследовательскую деятельность — 16928 рублей, за общественную или спортивную деятельность — 7500 рублей. Стипендии назначаются сроком от четырех до двенадцати месяцев.
На заседании Ученого совета состоялось также награждение сотрудников ВШЭ государственными, правительственными и ведомственными наградами. Портал Вышки уже сообщал о присуждении этих наград. Кроме того, несколько сотрудников университета, внесших особый вклад в его развитие, были удостоены Почетных знаков Высшей школы экономики.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Василия Бегаля