В соответствии с решениями, принятыми на Ученом совете ВШЭ в декабре 2012 года, с 1 января 2013 года в университете вводятся некоторые новые надбавки и увеличивается размер уже существующих. О надбавках лучшим и молодым преподавателям рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.
— Вадим Валерьевич, каковы основные нововведения в сфере развития инструментов повышения эффективности деятельности сотрудников ВШЭ?
— Прежде всего, мы увеличили размер многих видов надбавок, которые выплачиваются в университете, а также расширили количество людей, получающих те или иные надбавки.
Скажем, академические надбавки, которые выплачиваются в целях активизации научной и учебно-методической работы преподавателям, научным сотрудникам и иным работникам НИУ ВШЭ и филиалов, ведущим преподавательскую деятельность, возросли на всех трех уровнях, общее количество получателей увеличилось с 677 до 1000 человек.
Вводится ряд надбавок для коллег из Кадрового резерва, для ординарных профессоров, а также для тех, чьи публикации обладают высоким индексом цитирования в зарубежных изданиях, и тех коллег, которые читают курсы на английском языке. Также запланирован ряд мер, не связанных напрямую с повышением надбавок, но также ориентированных на стимулирование академической деятельности в университете и повышение уровня его конкурентоспособности на международном образовательном рынке.
Часть надбавок будет выплачиваться с 1 сентября 2013 года, а часть уже сейчас, начиная с 1 января. Более подробно обо всех этих мерах мы еще расскажем. Сейчас остановимся на надбавках лучшим преподавателям и надбавкам молодым внешним совместителям.
— Надбавки лучшим преподавателям уже выплачиваются. Что изменилось?
— Эти надбавки увеличены как по размеру, так и по числу получателей. С 1 сентября 2012 года 269 человек, выбранных лучшими преподавателями, научные руководители студентов — победителей конкурса НИРС и преподаватели, выбранные лучшими по результатам опроса выпускников, который проводит Центр внутреннего мониторинга каждый год, — все они получали ежемесячные надбавки: тем, кто не является получателем академической надбавки любого уровня, мы доплачивали 20 тысяч рублей в месяц; получателям академических надбавок выплачивалась надбавка «лучшего преподавателя» в размере 10 тысяч рублей в месяц. С 1 января размер надбавок изменился: получателям академических надбавок выплачивается ежемесячно 15 тысяч рублей, а тем, кто не получает академическую надбавку — 30 тысяч рублей. Мы также расширили число получателей надбавок «лучшему преподавателю» на 57 человек, это преподаватели, рейтинговых оценок которых по итогам голосования 2012 года чуть-чуть не «дотянули» до порогового уровня. Преподаватели из составленного таким образом дополнительного списка получат с 1 января 2013 года надбавку в размере 15 тысяч рублей в месяц.
Надбавки, о которых я рассказывал, устанавливаются до 1 сентября 2013 года. Тем «лучшим преподавателям», которые будут выбраны студентами и выпускниками в 2013 году, а также научным руководителям студентов-победителей конкурса НИРС 2012 года, будут установлены надбавки 30 тысяч рублей в месяц вне зависимости от факта получения ими академических надбавок.
— А какие новости есть для внешних совместителей?
— До этого момента наши академические инструменты на внешних совместителей не распространялись. И вот впервые для них появилась новая надбавка. Она будет выплачиваться с 1 января 2013 года молодым внешним совместителям в возрасте до 30 лет, имеющим приличные научные публикации (мы и в этом случае не учитываем тезисы докладов на конференциях и публикации в журналах, которые берут плату с авторов). Список был оперативно составлен благодаря помощи дирекции по информационным технологиям ВШЭ. В результате 53 молодых преподавателя, публикации которых соответствуют нашим критериям, с 1 января будут получать надбавки, которые рассчитаны пропорционально занимаемой ими ставке: для 0,5 ставки надбавка составит 10 тысяч рублей в месяц, соответственно, для 0,25 ставки это будет надбавка в 5 000 рублей.
Зачем это делается — очевидно. Университет таким образом продолжает развивать стимулы не только к исследовательской деятельности, но и к творческому преподаванию, а также поддерживать молодых коллег в сложный период их профессионального становления.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ