• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкт-Петербургский кампус: стратегия развития

В Санкт-Петербургском кампусе НИУ ВШЭ прошел рабочий семинар, посвященный планам его стратегического развития. Об итогах семинара рассказал недавно назначенный исполняющим обязанности директора этого кампуса Валерий Гордин.

— Валерий Эрнстович, расскажите, пожалуйста, что обсуждалось на семинаре?

— Обсуждался достаточно широкий круг проблем — как стратегического развития, так и тех, которые предстоит решить уже в нынешнем году. Причем эти проблемы тесно переплетаются. Так, на семинаре подробно рассматривались перспективы выхода нашего кампуса на международный рынок образовательных услуг. Это должно стать целевой установкой его долгосрочного развития. Но достижение этой цели потребует широкого внедрения магистерских и бакалаврских программ на английском языке и программ двойных дипломов.

Мы планируем в течение ближайших трех лет открыть пять англоязычных программ. Для этого уже со следующего учебного года нам нужно внести существенные изменения в преподавание английского языка и расширить спектр дисциплин, преподаваемых на английском языке. Таким образом, решая краткосрочные задачи, мы создаем основу для фундаментальных изменений в развитии петербургского кампуса.

— Накладывает ли тот факт, что филиал находится в Петербурге, определенную специфику на вашу деятельность?

— Будучи патриотом Петербурга, я считаю, что именно петербургский статус филиала дает нам возможность заявлять о себе как об активном участнике международного образовательного процесса. У города чрезвычайно высокая привлекательность. Многие исследователи готовы к сотрудничеству в международных лабораториях, открытых в нашем кампусе, в том числе и потому, что смогут пожить в Петербурге и лучше познакомиться с городом. Кроме того, мы видим, что в Петербург едут очень сильные абитуриенты из российских регионов. Именно благодаря привлечению таких ребят наш кампус в рейтинге экономических вузов по среднему балу ЕГЭ за прошлый год занял 6-е место по России, обогнав все экономические вузы города. Но понятно, что сильных абитуриентов нужно привлекать не только петербургским брендом, но и высококачественным образовательным продуктом.

— Что делается для обеспечения студентов этим высококачественным продуктом?

— До последнего времени у нас были проблемы с общежитиями; надеюсь, что в самое ближайшее время они будут решены: уже в этом году планируется приобрести отдельное здание, в планах также постройка еще нескольких общежитий. Кроме того, готовятся проекты, связанные с реконструкцией и освоением двух крупных комплексов зданий на Васильевском острове и на Выборгской стороне. Это огромный шаг в развитии нашего кампуса. Ввод данных комплексов зданий намечен на 2014-2015 года, и наша задача состоит в том, чтобы к этому времени разработать их принципиально новое наполнение учебной, научной и социальной жизнью.

Надо сказать, что сейчас на Васильевском острове формируется большой университетский квартал, что является важным фактором интеллектуально-культурного развития всего города. Недалеко от нашего здания находятся комплексы главных зданий СПбГУ и Горного института. Поэтому, можно говорить о том, что здесь формируется креативный университетский кластер. Для нас также важно, чтобы была создана творческая среда обитания и общения как для студентов, так и преподавателей не только вокруг, но внутри самого комплекса зданий Вышки. Замечу, что наш комплекс зданий находится в очень символичном месте: буквально в 100 метрах от пристани, откуда уплывал печально известный «философский пароход». А в Патриотическом институте, реставрируемое здание которого станет сердцем нашего университетского комплекса, преподавал Гоголь и учился Хармс. Мы видим, что здесь присутствует geniuslociи будем стараться учесть это при создании нового образа питерской Вышки.

— Какие еще вопросы были затронуты на семинаре?

— Мы подробно обсуждали вопросы кадровой политики, которые являются важнейшими для нашего кампуса, да и для всего университета. Эти вопросы напрямую связаны с поставленной перед нами задачей по повышению качества образования; для ее выполнения необходимо существенно повысить уровень преподавательского состава. Он уже сейчас достаточно высок — несколько десятков наших преподавателей получают различные университетские надбавки за достижения в науке и преподавании, и это количество постоянно растет. Кроме того, многие преподаватели являются участниками программы кадрового резерва ВШЭ, участвуют в международных проектах. Но есть и люди, которые привыкли к иным моделям существования в вузе. Им будет предоставлена возможность перейти в другой преподавательский статус.

— Расскажите, пожалуйста, про аспирантуру в вашем кампусе?

— Для нас чрезвычайно важно, чтобы у нас развивалась аспирантура. Мы бы хотели использовать ее как источник новых кадров для университета. Мы уже открыли аспирантуру по экономике и политологии, а в следующем году открываем аспирантуру по истории. Хотелось бы отметить, что это будет академическая аспирантура, которая подразумевает высокий уровень требований к поступающим в нее и серьезную академическую активность.

— Чем вы объясните то, что вновь открываемая аспирантура сразу получает статус академической?

— Дело в том, что к нам в кампус пришла сильная команда историков: это и декан факультета Александр Семенов, имеющий степень PhD, профессора Евгений Анисимов и Адриан Селин, ряд других, очень интересных специалистов. В кампусе образован Центр исторических исследований, и в кратчайшие сроки мы надеемся создать одну из самых сильных исторических школ не только Петербурга, но и всей России. Наши историки работают в тесном контакте с московскими и пермскими коллегами, и на базе факультета истории «проходит испытание» идея о распределенном университете, со следующего года на факультете будут практиковаться совместные курсы в режиме удаленного доступа в сочетании с поездками в Москву и Пермь.

— Что еще интересного вы отметили бы в работе семинара?

— Мы постарались использовать на семинаре опыт и идеи самых разных категорий преподавателей кампуса. Здесь были и опытные преподаватели, и члены кадрового резерва, и руководители подразделений, и наиболее активные исследователи. Важным фактором было участие преподавателей, имеющих опыт учебы, стажировок и преподавания в ведущих зарубежных вузах. Это позволило высоко держать планку разрабатываемых целей и задач и равняться на опыт лучших вузов. Отмечу также, что ключевую роль в организации семинара сыграли бывшие и действующие члены кадрового резерва, прошедшие через горнило подобных межфилиальных семинаров. Весьма символично, что на заключительном заседании семинара программы развития отдельных факультетов и направлений представляли только молодые преподаватели. Искренне надеюсь, что им предстоит воплощать в жизнь самые смелые проекты питерской Вышки.

 

Людмила Мезенцева, Петр Радзиховский, специально для Новостной службы портала ВШЭ


«Вышка» в Telegram