23 февраля свой день рождения отмечает декан факультета логистики ВШЭ Валентина Дыбская. В интервью порталу она рассказала о популяризации логистики, о том, что ей и ее коллегам удалось сделать за время работы в ВШЭ, и перспективах развития факультета.
— Валентина Владимировна, начнем с главного вопроса — как вы пришли в логистику?
— Логистикой я начала профессионально заниматься на полугодовой стажировке в Германии еще 1989 году. А сразу после возвращения в Москву возглавила отдел по проблемам логистики во Всесоюзном научно-исследовательском институте экономики и управления торговли. В то время практически никто не занимался этой темой — откровенно говоря, мало кто вообще знал, что это такое. В 1990 году я начала читать курсы по логистике в Московском государственном университете коммерции, а затем в Государственном университете управления. В этот период я уже была полностью поглощена новым направлением, видя в нем эффективный инструмент для бизнеса. Понимая, как мы отстали в логистике от европейских стран, первое, что я была обязана сделать, — это заняться «популяризацией» логистики и постараться передать практикам накопившиеся в этой науке знания. С этой целью я стала искать единомышленников в вузах.
Мне повезло — таких «одержимых» логистикой оказалось немало. Мы начали действовать: организовали Координационный совет по логистике, который объединил многих преподавателей, открыли курсы обучения для практиков, и я начала писать первый стандарт подготовки специалистов по логистике. Делалось это все исключительно на одном энтузиазме, без какой-либо поддержки каких-либо руководящих органов.
— В Вышку вы пришли в 1999 году и сразу возглавили кафедру логистики? Как это было?
— Меня пригласили тогда еще в ГУ-ВШЭ на факультет менеджмента. И, должна сказать, что, переступив порог нашего университета, я изумилась многому — и доброжелательности руководителей, и духу демократичности, который был повсюду, интеллигентности и профессионализму, взаимопомощи моих коллег-преподавателей. Это был мир людей не просто неравнодушных, а страстно желающих изменить многое в высшем образовании, сделать современные научные взгляды и разработки доступными для студентов, вырастить новую научную элиту, способную изменить нашу страну.
Не меньше меня удивила первая встреча с ректором. Меня, как и моих будущих коллег, пригласили к нему в кабинет, и когда мне предоставили слово, я больше рассказывала о проблемах логистики и о необходимости подготовки кадров по логистике, чем о себе. И практически через двадцать минут Ярослав Иванович сделал мне предложение создать и возглавить в Вышке кафедру логистики.
Вообще история становления кафедры — это история создания логистики в ВШЭ и в России в целом. Мы, а поначалу нас было только трое (Виктор Иванович Сергеев, Алла Николаевна Стерлигова и я), все начинали с нуля: организовали кафедру логистики, затем кафедру управления цепями поставок, далее было открыто отделение логистики, а теперь и факультет. Нам удалось создать лучшую школу отечественной логистики, являющуюся «законодателем моды» в этом направлении. Мы разработали государственный образовательный стандарт, и именно мы, Вышка, открыли специальность «Логистика» в нашей стране, сделав ее не только одной из самых популярных, но и одной из самых востребованных.
Мы во всем были первые и все делали впервые. Очень редко кому выпадает такая миссия — открытие совершенно новой специальности и целого научного направления. Это счастье, но и большая и весьма сложная работа. Конечно, нужно отметить огромную поддержку со стороны нашего руководства. В открытии специальности нам помогали Лев Львович Любимов, Ярослав Иванович Кузьминов, Леонид Сергеевич Гребнев. Большую поддержку со стороны министерства образования РФ нам оказал Владимир Дмитриевич Шадриков. Этим людям мы всегда будем очень благодарны.
— Какие главные задачи на первых порах вы себе ставили? И насколько реальным было их выполнение?
— Основной задачей было открытие в высшей школе России новой специальности «Логистика» и подготовка квалифицированных специалистов — логистов, отвечающих требованиям мировых образовательных стандартов. В рамках решения этой задачи была создана и укреплена высококвалифицированными преподавателями выпускающая кафедра логистики; подготовлен государственный образовательный стандарт по этой новой специальности; создан Международный центр логистики в системе дополнительного образования ВШЭ; начата активная популяризация логистики, для чего был создан свой научный журнал «Логистика и управление цепями поставок» (сейчас он входит в список журналов ВАК); образована Национальная логистическая ассоциация, которая в 2001 году вошла в состав Европейской логистической ассоциации; создан Национальный сертификационный комитет по логистике, как часть Европейского сертификационного комитета.
Несмотря на большие сложности, мы все это выполнили. Я часто думаю о том, как нам это удалось. И ответ тут один: нами руководила общая и бескорыстная идея, основанная не только на большой любви к логистике, но и желании помочь нашей стране, как бы пафосно это ни звучало. Конечно же, реализовать все это мы смогли только потому, что были в Вышке — авторитет ВШЭ уже в то время был весьма высок.
— Наверное, самые большие проблемы тогда были с подбором кадров и учебных материалов?
— Конечно. Мы же были пионерами. Какие учебные материалы, если слово «логистика» многие путали со словом «логика»? Все приходилось делать с нуля, начиная со стандарта и заканчивая учебниками и презентациями. В это время у нас в стране было всего лишь три книги, авторами которых был наш маленький коллектив преподавателей. Мы объединили вокруг себя единомышленников из других вузов страны, тесно взаимодействовали с зарубежными коллегами и с практиками. В итоге силами наших преподавателей за эти годы написаны и опубликованы 64 монографии, 52 учебника, по которым обучаются логистике студенты и преподаватели не только нашей страны, но и других стран СНГ и Балтии.
Что касается профессорско-преподавательского состава, то и здесь, конечно, было много сложностей, ведь первых логистов выпустила именно ВШЭ и только в 2004 году. Привлекали практиков, профессоров из смежных направлений и параллельно все учились сами, кто — через консалтинг, кто — работая в профильных компаниях. Помогали зарубежные стажировки, участие в различных конференциях и выставках. Большой победой я считаю и то, что среди наших преподавателей десять человек являются нашими выпускниками. В итоге мы создали ведущую школу логистики, признанную лидером в нашей стране, и известную во многих странах.
— Когда в Вышке было организовано отделение логистики? Какую роль в его развитии сыграл Международный центр подготовки кадров в области логистики (МЦЛ), который вы также возглавляете?
— Отделение логистики — первое в российских вузах — было создано на факультете менеджмента ВШЭ в 2008 году. Оно состояло из четырех кафедр — логистики, управления цепями поставок, управления логистической инфраструктурой, информационных систем и технологий в логистике. Альянс отделения логистики и МЦЛ, в свою очередь, позволил нам подготовить с 1999 по 2012 год свыше 4,5 тысяч специалистов по широкому спектру образовательных программ — от повышения квалификации до высшего образования и МВА по логистике и управлению цепями поставок (УЦП). Кроме того, работы наших профессоров и исследователей заложили основу трех поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по логистике и УЦП. Учебники по логистике и УЦП, подготовленные нашими сотрудниками, рекомендованы Минобрнауки РФ в качестве базовых для других вузов России.
— В прошлом году отделение логистики было преобразовано в факультет. Что, в хорошем смысле слова, «скрывается» за этой переменой?
— Создание факультета логистики на базе отделения — это естественный процесс развития, де-факто мы уже давно переросли уровень отделения. Смотрите сами: мы ведем подготовку специалистов, бакалавров и магистров по логистике. У нас четыре выпускающих кафедры, на которых обучается более 500 студентов одновременно. Все это классический путь развития — от кафедры через отделение к факультету, — за которым стоит огромный труд целого коллектива.
— Какие задачи в связи с этим вы ставите перед собой на ближайшие годы?
— Я бы разбила их на несколько блоков, связанных с развитием приоритетных направлений и укреплением конкурентных позиций факультета логистики ВШЭ. Во-первых, мы должны повышать качество образовательного процесса и укреплять преподавательский состав. Во-вторых, нужно развивать международные программы обучения. Этот аспект предполагает и реализацию международных бакалаврских и магистерских программ с выдачей двойных дипломов, и укрепление системы регулярных студенческих обменов на международном уровне, в том числе направление студентов на конференции, семинары и летние школы за рубежом.
Еще один большой блок задач связан с развитием научно-исследовательской и проектной деятельности факультета за счет создания соответствующих лабораторий. В частности, речь идет о новой проектно-учебной лаборатории «Исследование и оптимизация логистической инфраструктуры» при патронаже Торгово-промышленной палаты РФ, а также о совместном с Букингемским университетом (Великобритания) Центре компетенций по логистике автомобильной промышленности.
Безусловно, мы будем совершенствовать свою организационную структуру и внедрять современные информационные технологии в процесс обучения. Важным для нас является дальнейшее развитие контактов с такими организациями, как Совет профессионалов в области управления цепями поставок (CSCMP), Международная ассоциация операционного менеджмента (APICS), Ассоциация логистики Германии (BVL). И, конечно, мы продолжим проводить научные конференции по фундаментальным и прикладным исследованиям в области логистики и управления цепями поставок, а также участвовать в различных международных и российских научных событиях.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ