• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наладить достойный поток инновационных проектов»

Генеральный директор Инновационного центра Высшей школы экономики Анастасия Тюрина — об основных направлениях развития университета в сфере инноваций.

— Анастасия Николаевна, расскажите о том, как развивалась инновационная инфраструктура в НИУ ВШЭ в прошедшие годы?

— В предыдущие три года университет, во многом благодаря помощи Министерства образования и науки, смог значительно расширить систему поддержки стартапов. Уже шесть лет в НИУ ВШЭ работает Бизнес-инкубатор — самая активная точка в Москве, которая объединяет несколько тысяч молодых людей, вовлеченных в предпринимательство и инновации.

Несколько лет назад к услугам Бизнес-инкубатора мы добавили проведение конкурсов, качественную экспертизу, системную постройку и вывод наших проектов на рынок. В этом нам активно помогают центральные российские бизнес-издания. О наших резидентах писали журналы «Секрет фирмы», «Forbes», снимали видеосюжеты на специализированном канале «Технопарк». Подобный PR положительно влиял на имидж НИУ ВШЭ как ведущего предпринимательского университета, а также на облик и качество наших резидентов.

— Каковы принципиальные нововведения в рамках инновационной деятельности вуза?

— Мы открыли моду на рентабельность объектов инновационной инфраструктуры при вузах. Уже второй год оказываем в нашем Бизнес-инкубаторе консалтинговые услуги компаниям, которые делают свои первые шаги. Помогаем молодым предпринимателям разработать маркетинговую стратегию, провести исследование рынка, подготовить финансовый план, привлечь первоначальные инвестиции, настроить информационную поддержку стартапов.

Услуги оказываются на платной основе, но, естественно, цена на них символическая — учитывая, что в нашу целевую аудиторию попадают совсем молодые стартапы. Как бы то ни было, необходимость платить за качественные услуги мотивирует предпринимателей и приучает их к условиям реального рынка, а также помогает нам держать в Бизнес-инкубаторе профессиональную команду.

В 2012 году мы ввели второй трек для проектов, наиболее близких к стадии вывода продукта на рынок. Этим командам университет предложил от 600 тысяч до миллиона рублей на подготовку к выводу продукта на рынок.

В прошлом году мы качественно улучшили работу Фонда поддержки инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ. Фонд действует уже три года, за это время специалисты «отсмотрели» более 200 проектов студентов и преподавателей ВШЭ. В 2012 году мы ввели второй трек для проектов, наиболее близких к стадии вывода продукта на рынок. Этим командам университет предложил от 600 тысяч до миллиона рублей на подготовку к выводу продукта на рынок.

По программе «От проекта к стартапу» гранты получили уже 12 компаний, которые после завершения оформления станут нашими дочерними компаниями. Поскольку Вышка станет совладельцем этих компаний, мы — эксперты управления инновационной деятельности — возьмем на себя ответственность по запуску и развитию их бизнеса.

— Какие приоритеты ставит перед собой университет в инновационной деятельности в этом году?

— Одним из важнейших наших приоритетов остается развитие отношений с крупным бизнесом. Это очень сложный и длительный процесс, поскольку в крупных корпорациях уже есть свод правил, по которым они строят отношения с инновационными компаниями и стартапами. Прибавьте к этому укоренившиеся представления о роли университетов — пока, увы, крупные компании рассматривают вузы только как исследовательские лаборатории, а не как полноценных бизнес-партнеров.

Для нас важно предложить крупному бизнесу конкурентоспособные сервисы в сфере развития их внутренних инноваций. Управление инновационной деятельности ВШЭ уже делает первые шаги в этом направлении. В феврале мы провели специализированный мозговой штурм, организованный в партнерстве с генеральным директором «Open Innovation» Олегом Манчулянцевым. В этом году продолжится наш проект «Железный предприниматель» — чемпионат по деловой игре, обучающей молодежь основам предпринимательства. В этом сезоне чемпионат поддержала не только компания «РВК», но и «Mail.ru Group» и «IComInvest». С ними мы уже провели более 20 выездов в разные регионы и университеты.

В процессе выстраивания стратегических партнерств с крупным бизнесом мы рассматриваем наш Инновационный центр ВШЭ как координатора. Мы должны не только привлекать крупные компании, но и помогать нашим портфельным компаниям продавать качественные инновационные услуги и продукты крупному бизнесу.

Еще один наш безусловный приоритет на этот год — продолжение развития инструментов для поддержки наших проектов. Не секрет, что в университете стартапы рождаются дольше, чем в «открытом бизнесе» — профессора или студенты редко когда оказываются созревшими бизнесменами. Поэтому университетским проектам нужна большая консалтинговая помощь для правильного выхода на рынок, для проработки маркетинговой стратегии, подготовки бизнес-плана, привлечения базового финансирования. Именно ради этого мы выстраиваем полную цепочку сервисных компаний в университете.

— Какие элементы будут входить в эту цепочку?

— Во-первых, это сервисная компания, которая будет давать хороший консалтинг рыночного уровня. Во-вторых, это Центр прототипирования и дизайна, который поможет воплотить идею «в металл», сделать более конкурентоспособной инновационную продукцию, рождающуюся в стенах вузов. В прошлом году мы выиграли открытый конкурс, проведенный Центром инновационного развития Москвы и благодаря этому получили от Правительства Москвы субсидию на создание Центра прототипирования и дизайна — планируем открыть его весной этого года. Также мы хотим масштабировать этот опыт на всю страну. В-третьих, мы собираемся запустить акселератор для ИТ-проектов на базе МИЭМ. Весной у ВШЭ появится и собственный венчурный фонд, который будет инвестировать в проекты клиентов Инновационного центра ВШЭ, резидентов Бизнес-инкубатора ВШЭ, преподавателей и студентов университета.

— Каких целей планируете достичь до конца этого года?

— К концу года мы рассчитываем привлечь частное финансирование в фонд поддержки наших инновационных проектов, заручиться поддержкой партнеров из бизнеса.

Также к концу 2013-го хотим оформить двадцать дочерних компаний, пять-шесть из которых, по нашим прогнозам, уже начнут оказывать услуги на рынке и приносить доход.

К концу 2013-го хотим оформить двадцать дочерних компаний, пять-шесть из которых, по нашим прогнозам, уже начнут оказывать услуги на рынке и приносить доход.

Наша третья цель — выстроить эффективную регионально-распределенную структуру поддержки инноваций. Объединить усилия с инициативами наших кампусов в Перми, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Инновации — это командная игра, и чтобы наладить достойный поток инновационных проектов, нужны совместные усилия. Каждый кампус НИУ ВШЭ по-своему уникален. В Нижнем Новгороде — сильная связка с венчурными инвесторами. Эксперты нижегородского филиала могут научить нас, как выстраивать эти связи и оказывать менторскую поддержку проектам. В Перми — сильный технологичный ИТ-кластер, сообщество ребят-единомышленников. И мы планируем вместе настроить систему по экспертизе потенциала коммерциализации разработок и по отбору самых перспективных проектов.

Еще одна наша задача — выстроить правильное PR-сопровождение и сформировать сообщество из предпринимателей, венчурных инвесторов, экспертов рынка и талантливых студентов, которым хочется создавать и развивать стартапы. Сейчас в университете есть для этого все ресурсы, прежде всего, профессиональные преподаватели, имеющие опыт в консалтинге.

 

Елена Тимохина, специально для новостной службы портала ВШЭ

Автор текста: Тюрина Анастасия Николаевна, 22 марта, 2013 г.

«Вышка» в Telegram