Анастасия Тюрина |
— Как сейчас структурирована инновационная деятельность в университете?
— Инновационная инфраструктура ВШЭ начала формироваться в 2006 году, когда по инициативе нескольких студентов был, по сути, создан первый университетский Бизнес-инкубатор. Его возглавил Дмитрий Репин, а одной из студенток была Елена Масолова — сейчас известный предприниматель. За основу они взяли концепт Массачусетского технологического института, который активно «выращивает» стартапы вокруг себя. Постепенно, благодаря Бизнес-инкубатору, стартапы стали возникать и в Вышке, некоторые из них превратились в широко сейчас известные проекты, например, Клуб носителей языка и TimePad. В 2010 году Минобрнауки объявило конкурс программ развития инновационной инфраструктуры в российских вузах, ВШЭ стала одним из его победителей и получила ресурсы для развития такой инфраструктуры при университете.
Первым шагом стало создание фонда поддержки инновационного предпринимательства. За последующие три года мы в рамках этого фонда отобрали и поддержали более 50 проектов. В среднем каждой команде выделяется по 150 тысяч рублей, этих денег, как правило, хватает на проведение маркетингового исследования, на то, чтобы понять, на какие сегменты рынка можно выйти и сколько там можно заработать. Около 15 проектов в этом году должны трансформироваться в малые инновационные предприятия с участием ВШЭ.
В 2012 году мы попробовали поработать в новом формате, поддерживая более зрелые и сложные проекты, в основном инженерные — по созданию антенны нового поколения, инженерных датчиков, меток, GPRS-навигаторов и так далее. Эти проекты у нас появились благодаря присоединению к ВШЭ Московского института электроники и математики (МИЭМ). На их подготовку и выход на рынок требуется значительно больше денег, поэтому им было выделено по миллиону рублей, чтобы ребята могли не просто проработать свою идею, но и инвестировать в доработку самого продукта. Мы поддержали двенадцать таких проектов и надеемся, что многие из них в этом году смогут протестировать свой продукт на рынке. А в сентябре стартует специальная образовательная программа для студентов, преподавателей и научных сотрудников МИЭМ, посвященная тому, как можно выращивать, тестировать и коммерциализировать их технологические разработки. Мы насчитали порядка ста таких идей, разработкой которых всерьез можно было бы заняться.
— Вы упомянули о создании малых инновационных предприятий с участием Вышки. Что под этим имеется в виду?
Задача университета — помочь нашим ученым сделать бизнес, который будет приносить прибыль в долгосрочной перспективе как Вышке, так и самой команде. Очень часто на этом пути требуется весьма существенная поддержка проекта — консалтинг при разработке стратегии выхода на рынок, при позиционировании продукта. Важный, как оказалось, блок для наших проектантов — это выстраивание финансовой модели, устойчивой и привлекательной для инвесторов.
— Задача университета — помочь нашим ученым сделать бизнес, который будет приносить прибыль в долгосрочной перспективе как Вышке, так и самой команде. Очень часто на этом пути требуется весьма существенная поддержка проекта — консалтинг при разработке стратегии выхода на рынок, при позиционировании продукта. Важный, как оказалось, блок для наших проектантов — это выстраивание финансовой модели, устойчивой и привлекательной для инвесторов. Мы также помогаем привлекать инвестиции на доработку продукта. Нам удалось детально исследовать российский рынок институтов развития и венчурных фондов, мы сейчас готовы работать с проектами практически в любой отрасли. А для управления долями Вышки во всех предприятиях, созданных при участии университета, создано ООО «ВШЭ Инновации» — стопроцентная дочерняя компания Высшей школы экономики.
— С какого рода проектами к вам обращаются чаще всего?
— Большая часть проектов реализуется в сфере образования. Например, в конце прошлого года к нам пришла команда из Института образования ВШЭ сразу с несколькими идеями. Одна из них — Adaptivity Guide, причем мы уже обсуждаем условия сделки с потенциальными инвесторами. Но это все-таки исключение из правил, потому что редко когда хватает полугода, чтобы пройти путь от разработки идеи до подключения инвесторов к ее реализации.
— С чего в общем случае начинается работа с авторами идей?
— Для начала мы просим их заполнить анкету — десять вопросов, которые аккуратно направляют общий вектор размышлений. Какими свойствами обладает ваш продукт? На какие сегменты рынка он нацелен? Какие потребности аудитории он удовлетворяет? Какие конкуренты у этого продукта или технологии есть? Ответы на эти и другие вопросы помогают авторам понять, какой объем работы им еще предстоит выполнить и могут ли они в принципе рассчитывать на рыночную отдачу от этих усилий. А мы, в свою очередь, понимаем, какого рода консультации мы можем предложить автору идеи или технологии. Для перспективных проектов мы назначаем менеджеров, которые вместе с авторами планируют дальнейшую работу, прежде всего — по исследованию рынка. Следующий шаг — подготовка финансовой модели. При хорошем раскладе одного-двух месяцев достаточно, чтобы понять, «взлетит» твой бизнес или нет.
— А что на инновационном и предпринимательском направлении происходит в других кампусах ВШЭ?
Мы запускаем новый портал Venture Kitchen, который также станет площадкой для синдицированных сделок, то есть сделок, финансируемых совместно несколькими инвесторами. Проведем серию семинаров для специалистов и руководителей венчурных фондов, мастер-классы для прессы, пишущей о нашем рынке, организуем поездки в Силиконовую долину. Наша цель — сделать этот рынок прозрачным для людей, у которых есть деньги, чтобы они знали, что в стартапы можно и нужно вкладывать.
— В Пермском кампусе есть бизнес-инкубатор «Навигатор возможностей», который очень тесно работает с IT-стартапами. Руководителю «Навигатора» Андрею Хусиду удалось выстроить «связку» с правительством, бизнесом и некоторыми вузами Пермского края, в инкубаторе «выращиваются» проекты не только студентов и ученых из ВШЭ, но и представителей технопарков других университетов.
У нас есть замечательные проекты с нижегородским офисом — Центром развития предпринимательства, которым руководит Эдуард Фияксель. Их сильная сторона — качественная обработка бизнес-планов и умение «упаковать» проекты под инвесторов. Пять бизнес-планов проектов они сейчас выполняют для Северного арктического федерального университета из Архангельска. Кроме того нижегородский офис плотно работает с венчурным сообществом и бизнес-ангелами, привлекая реальные средства на развитие стартапов.
В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ мы пока только создаем инновационную инфраструктуру, прорабатываем концепцию запуска бизнес-инкубатора. Там есть некоторая особенность: тема IT-стартапов в Санкт-Петербурге практически исчерпана уже имеющимися инкубаторами, поэтому наша задача — придумать новый, конкурентоспособный формат работы со стартапами.
— Как ВШЭ планирует выходить на следующий, венчурный уровень поддержки инноваций?
— Университет создает свой венчурный фонд. Мы понимаем, что это процесс длительный и затратный, он будет реализован в несколько этапов. В этом году мы с Российской венчурной компанией запускаем имиджевый проект, связанный с объединением венчурных инвесторов. Мы запускаем новый портал Venture Kitchen, который также станет площадкой для синдицированных сделок, то есть сделок, финансируемых совместно несколькими инвесторами. Проведем серию семинаров для специалистов и руководителей венчурных фондов, мастер-классы для прессы, пишущей о нашем рынке, организуем поездки в Силиконовую долину. Наша цель — сделать этот рынок прозрачным для людей, у которых есть деньги, чтобы они знали, что в стартапы можно и нужно вкладывать.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ