16 ноября в Центре молодежных исследований (Санкт-Петербургский кампус ВШЭ) прошла конференция научно-учебных групп университета, занимающихся изучением современной культуры, которая проявляется, например, в отношении горожан к собственному телу, к трудовым отношениям, визуальным видам искусства.
Научно-учебные группы (НУГ) — это инновационный формат научной работы ВШЭ, который объединяет ученых, молодых исследователей и студентов для реализации одно-, двухгодичных проектов. Доклады, представленные на конференции, были подготовлены как раз по результатам исследований НУГ. Немного различаясь по тематике, они были посвящены новым культурным феноменам, трансформации городского пространства, креативным кластерам, презентационным телесным практикам и другим темам. Социологи, историки, экономисты, культурологи и антропологи ВШЭ обсуждали изменения городского пространства и его обитателей под влиянием практик, которые можно обозначить термином «современная культура».
Научно-учебные группы (НУГ) — это инновационный формат научной работы ВШЭ, который объединяет ученых, молодых исследователей и студентов для реализации одно-, двухгодичных проектов.
В частности, научный сотрудник Центра молодежных исследований (ЦМИ) и участница НУГ «Социальные исследования тела» Надежда Нартова представила проект «"Размер имеет значение": стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи». Она рассказала об установках, оценках, практиках, связанных с телом, распространенных среди людей 15-20 лет: «Они в основном страшатся полноты. В этой среде значим дискурс физических нагрузок, здорового, правильного образа жизни — всего, что могло бы позволить им достичь телесной нормы или даже худобы. Всего, что они знают, читают, на что подписываются в социальных сетях, но не делают». Научно-учебная группа, результаты исследования которой представляла Надежда Нартова, была создана на основе проекта программы «Учитель-ученики» 2011 года (по сути, научно-учебные группы стали естественным продолжением этих проектов, коллективы которых приняли решение развивать начатую тему в рамках апробированных уже подходов). Например, группа «Социальные исследования тела» под руководством Елены Омельченко уже третий год изучает социальные практики тела и телесности, принятые среди молодежи, обучающейся труду, будущего рабочего класса.
Доклад младшего научного сотрудника ЦМИ Маргариты Кулевой был посвящен «организации неорганизуемого», а именно трудовым отношениям в сфере культурного производства. В качестве иллюстрации контрастов, существующих в организации труда в этой сфере в мировой практике Маргарита продемонстрировала две картины: «Странник над морем тумана» Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма, и работу арт-корпорации Дамиана Херста из серии «Spot painting», которые должны были символизировать, с одной стороны, крайнюю неуверенность в карьере и нон-профит подход к искусству, а с другой — конвейер в творчестве. Маргарита представила эмпирический материал, собранный на основе опросов 28 творческих коллективов Санкт-Петербурга. Главной особенностью местного рынка является его молодость и неразвитость институций даже в сравнении с Москвой, отсутствием государственной поддержки. Маргарита представляла на конференции проект «Креативный город: переформатируя публичное пространство» НУГ «Исследования креативного города» (руководитель — Мария Сафонова, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ).
Заместитель заведующего отделением культурологии ВШЭ, руководитель проекта «Визуальные среды современной культуры» Илья Инишев в своем выступлении также рассмотрел проблемы и особенности культурного производства, однако на наноуровне социологии. Если допустить, что социологический анализ условно можно поделить на макро (Бурдье), микро (Говард Беккер) уровни, то анализ речевых актов, во время которых меняется чувственная конфигурация пространства, тема, которую исследует группа Ильи Инишева, по сути, является наносоциологией.
Оксана Запорожец и Александра Колесник (НУГ «Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса», руководитель Наталья Самутина) рассказали о процессе «демократизации» «Стены Цоя». После гибели Виктора Цоя 15 августа 1990 года его поклонники выразили свою скорбь в надписях и рисунках на стене дома в районе Старого Арбата Москвы. Стена стала, по существу, памятником кумиру. Вскоре похожие стены появились в других городах, где любили и помнили Цоя: в Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Минске. Эти стены стали местами паломничества приверженцев певца. Еще спустя несколько лет исследователи смогли отметить, что строгость аскезы смягчилась, на стене получили возможность продемонстрировать сопричастность люди, не являющиеся фанатами в строгом смысле слова. Стены постепенно стали «обычной» достопримечательностью, в том числе, например, обязательным пунктом свадебного вояжа, превратившись из сакрального места для «избранных» в общегородской памятник.
Татьяна Чернова, специально для новостной службы портала ВШЭ