Евгений Князев и Наталья Дрантусова |
Участники семинара вспоминали погибших коллег, рассказывали об их научных достижениях, о житейских ситуациях. В «лихие девяностые» Евгений Князев в относительно молодом возрасте стал проректором Казанского государственного университета по международному сотрудничеству. На эту должность в те годы нужен был человек, который, как сказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, «не получал педагогическое образование в Академии КГБ, а видел свою задачу в интернационализации высшего образования, прорыве изоляции России». И Евгений Князев сразу стал участвовать в международных программах, ездил по обмену в США, где даже был дома у выдающегося исследователя проблем университетского управления Бертона Кларка.
Идеи, которые он привез в Россию, легли в основу его научных работ. Например, о том, что университет является субъектом своего управления — не частью машины по производству кадров, а самостоятельным игроком на интеллектуальном и социально-экономическом поле. Он был одним из первых российских исследователей, кто стал писать о самостоятельных стратегиях университетов. В последних работах Евгений Князев и его жена Наталья Дрантусова фокусировались на двух темах — проблемах университетского управления в меняющихся условиях и университетских системах.
В течение нескольких лет Евгений Князев работал заместителем директора департамента в Минобрнауки — был чиновником, но, как сказал Исак Фрумин, у него никогда не было чиновничьего отношения к предмету его деятельности.
Федор Дудырев, научный сотрудник Центра университетского менеджмента Института образования ВШЭ, так вспоминал о работе Евгения Князева в министерстве: «У него в кабинете было два стола, за одним он работал, а второй был для документов — слой документов сантиметров восемьдесят, он тогда занимался Сибирским и Южным федеральным университетом. В нужный момент он всегда виртуозно выхватывал из центра этой кучи требуемый документ — видимый беспорядок в бумагах с лихвой компенсировался математически структурированной головой».
В последних работах Евгений Князев и его жена Наталья Дрантусова фокусировались на двух темах — проблемах университетского управления в меняющихся условиях и университетских системах.
Летом 2010 года Евгений Князев возглавил рабочую группу, которая готовила материалы к заседанию Госсовета по вопросам профессионального образования. Проводил совещания, где разные эксперты высказывали разные идеи, умело разрешал конфликты, когда тот или иной участник работы требовал вписать именно свои тезисы в итоговый документ. Однако высокому начальству текст не понравился — заместитель министра вместе с представителем администрации президента публично его раскритиковали. «Мы понимали причины недовольства нашей работой, — вспоминала Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы. — Мы писали о том, что есть и что нужно делать, чтобы стало лучше, а начальство хотело, чтобы все сразу было хорошо».
Уход Евгения Князева из министерства, по мнению вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, был связан с тем, что он ставил проблемы и искал нетривиальные формы их решения, а не пытался показать, что все вокруг замечательно.
На семинаре много говорили о человеческих отношениях, которые связывали коллег с Евгением Князевым и Натальей Дрантусовой. Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, дружила с ним последние 19 лет. Все начиналось с общения на «тусовке» международников от образования, на зарубежных семинарах, где Евгений Князев сначала был в числе участников, а потом выступал в качестве тьютора, став признанным на международном уровне экспертом. Ему хотелось повторить опыт Европы и Америки в создании среды исследователей университетского менеджмента.
«Он гордился домом, семьей — хотел, чтобы я увидела Казань его глазами, его дом, дачу с садом, и в прошлом году это удалось», — рассказала Ирина Аржанова.
Перед тем, как улететь в Казань, Евгений Князев и Наталья Дрантусова два дня провели в Петрозаводске. Они консультировали Петрозаводский государственный университет по вопросам стратегического управления — периодически приезжали туда на стратегические сессии.
Ректор Петрозаводского государственного университета Анатолий Воронин рассказал, как работал с Князевым и Дрантусовой накануне их гибели, в пятницу и субботу, закрывшись в аудитории в университетском IT-парке. Потом ездили на природу, играли в бильярд, и Наталья, которая играла первый раз в жизни, мужчин обыграла — «научили на свою голову».
Перед отъездом посидели в кафе «Москва» рядом с университетом, и московские гости заполнили анкеты на скидку при следующих посещениях — собирались бывать в Петрозаводске не раз.
В дорогу (они ехали в Москву поездом) им вручили традиционный карельский подарок — ведро клюквы, и Наталья беспокоилась, разрешат ли его затем пронести в салон самолета…
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ