14 января на семинаре Института образования ВШЭ обсуждались итоги международного сравнительного исследования качества образования PISA-2012, в котором участвовали школьники из 65 стран. Результаты PISA-2012 были обнародованы на пресс-конференции в РИА Новости в декабре 2013 года (данные обрабатывались в течение года), теперь же, на семинаре в ВШЭ, был проведен подробный анализ результатов.
Сравнительное исследование качества образования PISA проверяет, как 15-летние школьники применяют полученные знания во внеучебных ситуациях. Оно проводится раз в три года по трем направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, грамотность чтения. Каждый год исследование сфокусировано на одном из направлений, и в 2012 году основное внимание уделялось математической грамотности. Заодно анализировались проблемы и тенденции развития математического образования в мире.
Значение PISA для развития образовательных систем разных стран огромно. Как отметил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, благодаря PISA образование меняется. Известный принцип: что проверяют, тому и будут учить. В определенной степени это относится и к России: содержание школьного образования пытаются менять, исходя из требований, которые задает PISA.
В 2012 году в PISA участвовали 65 стран. Средний результат по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 494 балла из 1000 возможных. Самую высокую математическую грамотность показали Китай, Корея и Япония, набравшие более 530 баллов.
Способность применять знания на практике считается основной слабостью отечественной системы образования. Однако в 2012 году позиции России заметно улучшились. Учащиеся набрали 482 балла по математической грамотности (в 2009 году было 468), 475 баллов по читательской грамотности (459 в 2009 году) и 486 баллов по естественнонаучной грамотности (478 в 2009 году). То есть результаты улучшаются, пусть даже не слишком быстро. В 2000 году наша страна занимала одно из последних мест, сейчас она находится посередине. Среди стран, чьи результаты сейчас сравнимы с российскими, — США, Швеция и Израиль.
Пока невозможно дать однозначный ответ на вопрос, какова роль системы школьного образования в улучшении позиций России. Часть эффекта может быть связана с увеличением доли школьников, получающих полное среднее образование: лучших результатов при выполнении заданий PISA достигают учащиеся 10-11 классов, следом идут учащиеся 9-х классов и только после них — студенты колледжей и техникумов. Доля последних на протяжении 2000-2012 годов постоянно снижается.
Сложно сделать выводы и о том, какая система математического образования лучше. С одной стороны, эксперты PISA считают, что чем больше математическое образование ориентировано на фундаментальность, тем скорее школьники будут способны применять полученные знания на практике. С другой стороны, исследование Института образования ВШЭ показывает, что не все так просто.
Способность применять знания на практике начинает улучшаться, только когда уровень собственно знаний очень высок.
Помимо PISA, качество образования в основной школе оценивается в рамках другого мониторинга качества образования — TIMSS. Он ориентирован на проверку знаний школьников, а не умения их применять. Недавно Институт образования ВШЭ впервые в мире провел эксперимент, предложив задания PISA и ТIMSS одной и той же выборке школьников. Результаты сравнили. По словам старшего научного сотрудника института Юлии Тюменевой, зависимость между знаниями школьников и умением их применять оказалось неоднозначной. Способность применять знания на практике начинает улучшаться, только когда уровень собственно знаний очень высок.
Тем не менее результаты PISA-2012 внушают и экспертам, и представителям Минобрнауки России некоторый оптимизм. В дальнейшем предполагается анализировать их для дальнейшего использования. Руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева считает, что скорейшее внедрение новых образовательных стандартов позволит российской системе образования не только и дальше улучшаться, но и достаточно быстро выйти на высокий уровень. Ведь новые стандарты ориентированы как раз на формирование способности применять знания на практике. А заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов отметил, что для адекватной оценки качества российского образования нужно тщательно анализировать роль учителей и директоров школ в достижении учащимися тех или иных результатов.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ