• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из отпуска — с новым консорциумом

Декан факультета социологии, научный руководитель Лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ Александр Чепуренко вернулся из отпуска в Чехии не только с новыми впечатлениями, но и с новым проектом — создан консорциум для исследований предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ.

Александр Чепуренко
Александр Чепуренко
— Александр Юльевич, что за «сувенир» вы привезли с собой из отпуска?

Необходимо понять, почему и вполне легальные, зарегистрированные предприниматели часто используют неформальные схемы найма, финансовых трансакций и так далее.

— Я постарался ко времени своего отпуска подгадать проведение первой встречи с рядом коллег-исследователей как из стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ, так и из некоторых западноевропейских государств, которые занимаются изучением предпринимательства в постсоциалистических странах. И эта встреча состоялась в Праге 27-28 апреля, в ней участвовали 13 ученых из Албании, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Венгрии, Германии, Польши, Сербии, Украины. Россию представляли доцент факультета социологии ВШЭ Джон Раунд и я. На встрече принято решение создать консорциум для исследований предпринимательства в странах ЦВЕ и СНГ. А в качестве первой темы мы выбрали неформальную предпринимательскую активность.

— Почему всех заинтересовала именно эта тема?

— Во-первых, предпринимательство в «новых» рыночных экономиках, в условиях слабых и нестабильных институтов, пока вообще мало исследовано. Во-вторых, стратегический вызов, стоящий перед большинством наших стран, — переход к новой модели экономики, основанной на преобладании инновационного предпринимательства. Какую роль может сыграть в этом процессе весьма значительный сегмент экономики, который живет по своим законам, слабо связан с формальным сектором и явно отличается от него с точки зрения хозяйственных стратегий, механизмов создания рабочих мест, форм привлечения финансирования и прочего. В-третьих, необходимо понять, почему и вполне легальные, зарегистрированные предприниматели часто используют неформальные схемы найма, финансовых трансакций и так далее. Надо просчитать, как создать  стимулы для их перевода полностью в формальную экономику (и нужно ли это делать)? В-четвертых, интерес представляет влияние изменений рамочных условий предпринимательской деятельности и на масштабы и формы неформальной предпринимательской активности, которое может быть раскрыто только на сравнительно продолжительном отрезке времени.

Для реализации такого проекта нужны опытные специалисты, заинтересованные в теме. Наконец, у ряда участников этой новой академической сети уже есть значительные наработки, но они выполнены в разное время, основаны на разных методиках, а потому зачастую либо несопоставимы, либо дают в чем-то противоречивые результаты.

— Раньше ваша Научно-учебная лаборатория исследований предпринимательства ВШЭ занималась в основном крупными международными исследованиями, основанными на использовании количественных методов (статистика, анкетные опросы). Теперь, получается, речь идет о лонгитюдном проекте, который предполагает использование преимущественно качественных методов?

— Как я уже сказал, очень важным и мало изученным аспектом является воздействие изменений делового климата, то есть, в конечном счете, институтов, на стратегии предпринимателей — в том числе, на то место, которое в этих стратегиях занимают неформальные формы активности. Как предприниматели распознают, что условия меняются в благоприятном (или неблагоприятном) направлении, и какие на этом основании находят формы самолегитимации неформальной предпринимательской активности, как меняется сама эта активность — эти вещи можно понять только через анализ ряда кейсов на длительном временном отрезке.

— Кто и по какому принципу вошел в новый консорциум?

— Это и уже опытные исследователи, и совсем молодые пост-доки, в диапазоне от 65 до 25 лет. Всех их объединяет то, что у них имеются публикации по близким темам. Разыскать и убедить их приехать на встречу было довольно просто — ведь как минимум по публикациям все друг друга знали, а по итогам предшествующей интенсивной переписки все мы ожидали от этой первой встречи хороших результатов. Очень важно, что участвовать в консорциуме согласились некоторые уже имеющие широкую международную известность ученые — такие, как профессор Колин Уильямс из Шеффилда, профессор Фридерика Вельтер, президент Института исследований миттельштанда в Бонне, и ряд других коллег.

— Каковы же конкретные результаты встречи?

— Подписан меморандум о намерениях, которым конституирован международный исследовательский консорциум, в нем декларированы цели и принципы этого нового академического объединения. Мы также обсудили возможные формы «выхода», то есть результаты, и основные исследовательские задачи и дизайн совместного проекта, который мы собираемся реализовать в ближайшие три-четыре года, а также договорились о практических шагах по поискам грантового финансирования. В частности, по итогам предварительных переговоров британские коллеги получили подтверждение заинтересованности в издании соответствующей коллективной монографии со стороны крупного международного издательства.

— В чем будут состоять дальнейшие шаги консорциума?

— Во-первых, в ближайшее время коллективными усилиями мы отшлифуем заявку на грант в один из британских фондов, чтобы получить средства для начала коллективной деятельности. Во-вторых, у нас есть целый ряд обращений со стороны ученых из Хорватии, Косово, Молдавии, Латвии и некоторых других стран о вхождении в консорциум. Их надо рассмотреть и договориться о расширении состава участников. В-третьих, в России мы с Джоном Раундом в этом году начнем пилотное исследование, первые результаты которого могут помочь доработать дизайн проекта для дальнейших согласованных действий уже в 2014 году.

— Какие научные организации стали локомотивами в организации консорциума?

— Основные организующие функции взяли на себя мы, Высшая школа экономики, вместе с коллегами из университета Шеффилда. Кроме того, нашему университету удалось выкроить небольшие средства для того, чтобы на встречу смогли прибыть коллеги из некоторых восточноевропейских стран. Поэтому коллеги поблагодарили ВШЭ и фактически с самого начала признали роль Вышки как одного из ключевых участников консорциума.

— А почему тогда встреча прошла в Праге, а не в Шеффилде или Москве?

— Мы пришли к выводу, что проведение встречи в одной из восточноевропейских столиц позволит много сэкономить на транспортных расходах, визовых сборах и проживании. И действительно, в Москве встреча обошлась бы нам, даже если проводить ее на базе ВШЭ, раз в пять-семь дороже. Кроме того, проведение встречи в Праге позволило мне соединить отдых в Чехии с полезным рабочим начинанием. Но возможно, следующая рабочая встреча состоится уже в Москве — рассчитываем на программу поддержки новых партнерств ВШЭ в 2014 году.

 

Владимир Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Авторы текста: Чепуренко Александр Юльевич, Иванов Владимир Никитич, 13 мая, 2013 г.

«Вышка» в Telegram