«HSE Predoc – это место, где собираются люди с большим энтузиазмом, заряженные на исследования, которые живут своей темой, где идеи витают в воздухе»
Интервью с участником программы HSE Predoc Арсением Бучацким.
Интервью взяла Королева Лолита Витальевна, участник команды HSE Predoc.
- Арсений, скажите, пожалуйста, чем Вы сейчас занимаетесь? Какой у Вас опыт поступления в аспирантуру?
«Я учусь в магистратуре, на 2 году магистерской программы «Социология публичной сферы и цифровая аналитика» на треке «Социология публичной сферы, социальных коммуникаций» в Московском кампусе Вышки на Факультете социальных наук и параллельно на программе единого трека «Магистратура — аспирантура». Кроме этого, я работаю в Международной лаборатории социальной интеграции НИУ ВШЭ и International Sociological Association, это очень помогает мне в моей деятельности! Я занимаюсь исследованиями социальной инклюзии и социальной интеграции и пишу первую в России диссертацию по социальной инклюзии в государственном секторе по отношению к сотрудникам с инвалидностью на примере центров занятости Москвы. Мои исследовательские интересы включают самые разные культурные проявления социальной инклюзии и включенности в социальную жизнь, но, кроме этого, я бы назвал ещё влияние цифровизации на неравенство и жизненные шансы молодежи в этих условиях, а также исследование человеческого капитала и потенциала в этом контексте. Сейчас я нахожусь на академической мобильности в Германии в Католическом университете Айхштетт-Ингольштадт с целью найти интересные исследования и инсайты по моей теме и надеюсь, что соавторов и консультантов — людей, которые пробовали использовать в ней разную, еще не прижившуюся у нас методологию. Я уже открыл для себя довольно много ранее не использованных мной концептов и подходов!
- Вы обучаетесь на 2 курсе магистратуры единого трека. Как проходит Ваша текущая подготовка к поступлению в аспирантуру? Помогла ли Вам программа HSE Predoc с подготовкой вашей заявки?
«Сейчас я почти дописал синопсис исследования по теме магистерской диссертации и готовлю краткий литературный обзор по теоретической и методологической части своего исследования для своего научного руководителя. Энтузиазм к разработке темы очень во многом пришел ко мне не только из научного интереса, но из поля — после теплых и наполненных эмоциями встреч с моими информантами и экспертами из НКО. У меня уже были определённые современные и разносторонние теоретические основания, которые предложил научный руководитель или я сам нашёл, но более точно и ближе к реальности сконструировать эту теоретическую рамку мне помогли именно материалы интервью и поиск различий и противоречий, например, что было сделано для социальной инклюзии в бизнес-секторе до этого. Программа HSEPredoc помогла мне понять, как более точно, опираясь на разный опыт и разные мнения, сконструировать теоретическую рамку. Когда человек занимается какой-то темой, для него тема кажется простой и слишком понятной, и потому думаешь: либо ты в ней все уже знаешь, либо ты не в том направлении двигаешься, чего-то не видишь. И для меня возможность принять участие в Школе была шансом убедиться, что и коллеги-студенты, и уважаемые приглашенные эксперты думают о стратегии моего исследования так, как о ней думаю я. Благодаря Школе я понял, что я на правильном пути и по-настоящему разбираюсь в том, что изучаю».
- Что вы можете сказать о Школе Predoc и её влиянии на Вашу подготовку?
«Это место, где собираются люди с большим энтузиазмом, так сказать, заряженные на исследования, которые живут своей темой, идеи витают в воздухе. И для меня особо ценно, и для ребят, которые пока сомневаются в том, как они могут поступить, могут ли они вообще, это обмен неформальным опытом и тонкостями поступления. Школа Predoc была для меня местом интенсивного обмена опытом и получения новых знаний. Во время дискуссий у меня была возможность поделиться своими советами и знаниями с коллегами-студентами, для которых некоторые из них оказались очень ценными и даже прорывными для продолжения исследования. Это очень важный эффект Школы, я уверен — таких мероприятий должно быть больше!»
- Какие мероприятия из всех, что были в рамках очного интенсива, показались Вам наиболее эффективными?
«Я узнал о различиях между российской степенью кандидата наук и PhD — это было очень полезно для понимания процесса поступления. Я ещё хотел отметить выступление Олега Владимировича Корнеева по поводу заявки, выступление Лолиты Витальевны Королевой по поводу академического кадрового резерва и Ксении Викторовны Максимовцовой по поводу различия в поступлении на PhD в России и за рубежом. Все эти мероприятия спикеры подготовили на основе собственного опыта, что делает возможность послушать их редкой и по-настоящему ценной! Ведь порядок поступления в аспирантуру в разных академических традициях — это иногда довольно разные алгоритмы действия и практики академической культуры, про отличия которых студент может не знать. Мне кажется, одно из преимуществ Школы, которое нужно отметить — это разнообразие форматов взаимодействия: не только вертикальное (представление проекта перед комиссией), но и горизонтальное — дискуссии, комментарии, взаимодействие в формате студент-студент . Это то, чего иногда так не хватает. За рубежом, а иногда и у нас, есть райтинг-сессии, когда студенты садятся, пишут, допустим, каждый в течение часа часть главы диссертации, потом выходят рассказывают о том, что они успели и что именно нового сделали. То есть работа над исследованием — это всегда самодисциплинирование, нестандартные и креативные поиски вдохновения, мотивации и поддержки. Написание диссертации – это процесс, состоящий из многих составляющих, и ее написание не всегда продвигается просто. Поэтому никогда не стоит забывать о психологических аспектах работы учёного и диссертанта. Всегда нужна поддерживающая среда, конечно, и ежегодная и ежедневная порция энергии и заряда для того, чтобы не было потери уверенности в собственных силах и выгорания. Школа Predoc такую атмосферу для меня создала, и хотелось бы, чтобы таких моментов у молодых коллег было как можно больше. Самыми ценными на Школе были для меня слова главного организатора Школы Ксении Викторовны Максимовцовой о моем research proposal: «вероятность того, что Вы не поступите в аспирантуру – нулевая». Я часто вспоминаю этот момент презентации работ в финальный день школы, когда думаю над трудностями исследования».
- С какими проблемами Вам еще помогла программа HSE Predoc?
Школа Predoc и для меня, и для других может быть местом, где есть сообщество взаимоподдержки и взаимопомощи, члены которого активно делились знаниями, результатами и альтернативными мнениями, несмотря на то, что Школа длилась два дня. Это дало возможность подумать, в какие стороны можно развить исследование, какие аспекты включить или, наоборот, перенести на следующий этап. То есть участие в школе стало ключевым моментом, чтобы посмотреть на исследование со стороны, узнать о социальных проблемах, темах, теориях и методологических подходах, которые интересуют сегодня моих молодых коллег. И хотелось бы, чтобы такой момент длился как можно дольше и в следующий раз мы могли бы получить еще больше знаний!»
- Спасибо за ваш развернутый ответ. Какие у вас планы на будущее после поступления в аспирантуру?
«Я надеюсь продолжить исследование остро ощущаемых аспектов социальной инклюзии и интеграции и совершенствовать свои педагогические навыки, а также работать над прорывными и прикладными проектами, которые помогут улучшить положение уязвимых социальных групп в сегодняшних условиях. Я очень надеюсь в ближайшем будущем написать и защитить кандидатскую диссертацию, чтобы подтвердить свою экспертность в сообществе социальных исследователей и получить возможность влиять на насущные социальные проблемы».
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.