РКИ-перезагрузка 2021:уроки пандемии
18-19 июня в Москве состоялся очный форум «РКИ-перезагрузка 2021: уроки пандемии», который был организован образовательным проектом «Играючи» совместно со Школой лингвистики НИУ ВШЭ. Мы взяли интервью у организатора форума Олега Илясова.
Олег Юрьевич, какая была основная тематика форума? На кого он направлен?
Основной идеей форума была своего рода перезагрузка, встреча c коллегами-преподавателями русского как иностранного в офлайн — после длительного дистанционного периода. Встретиться очно с коллегами, обсудить творческие планы, рассказать об успехах, новых проектах, учебниках и пособиях. Да и просто обменяться теплом человеческого общения.
Тематически мы разделили событие на несколько блоков: обучение в онлайн, учебники и пособия, дети-билингвы, мозг и обучение. И, конечно, игры, ведь наш проект называется «Играючи» и ориентирован на живую, игровую методику преподавания.
Расскажите несколько слов о спикерах и гостях.
У нас было больше 40 спикеров, большинство из них приехали и выступили очно.
Среди спикеров и гостей были и молодые коллеги, и заслуженные мэтры РКИ.
Приехали и коллеги из-за рубежа. Например, Екатерина Гуськова, автор пособия «По-русски — легко!», специально прилетела из Стамбула, преодолев при этом по пути границы ещё двух стран, поскольку не было прямых рейсов.
Станислав Капустин, автор и иллюстратор игры «ЛингваПолис», приехал к нам из Екатеринбурга и представил свою настольную игру для изучения русского языка.
Приехали коллеги из Санкт-Петербурга, Саратова, Белфаста, Пекина. Онлайн выступали коллеги из Англии, Испании, Италии, Греции, Китая, США.
Среди спикеров были не только РКИ-сты. Например, Владимир Пахомов, главный редактор портала «Грамота.ру» и председатель филологического совета «Тотального диктанта». Он выступил с презентацией интереснейших ресурсов, которые, на первый взгляд, предназначены для носителей русского, но могут, на самом деле, быть использованы и в преподавании русского иностранцам.
Были игропрактики, работающие, скорее, в сфере бизнеса и личностного развития.
А Нина Здорова, стажёр-исследователь Центра языка и мозга ВШЭ, сделала интереснейшую презентацию о билингвизме и РКИ с точки зрения психо- и нейролингвистики.
Почему решили проводить форум оффлайн?
На самом деле, идея подобного очного и практико-ориентированного форума была реализована несколько лет назад, когда наша коллега из МГУ Алёна Кальвинковская-Журавлёва организовала форум авторов РКИ на площадке РАНХиГС. Мы решили подхватить это знамя и провести его — назло пандемии.
Конечно, легче было организовать просто Zoom-встречу и не «заморачиваться» ни с помещением, ни с кофе-брейками, ни с выставкой книг. Но мы почувствовали запрос — и от себя, и от коллег — на личное профессиональное общение, необходимость организовать что-то такое, где можно встретиться лично — в противовес пресловутому онлайну.
Какие ощущения остались после форума? Все ли прошло так, как было запланировано?
Ощущения, в целом, прекрасные. Об этом говорят и отзывы коллег. Мы встретились со старыми знакомыми, приобрели новые знакомства. Мы знаем, что некоторые коллеги познакомились на форуме и уже реализуют новые совместные проекты. В Ютубе нас смотрело около тысячи зрителей, а гостей в зале было не менее полсотни.
Ситуация форс-мажора, в которой мы оказались за несколько дней перед форумом, необходимость поиска альтернативного помещения, конечно, внесла свои коррективы. Многое из запланированного не получилось, прежде всего, с технической стороны. Например, мы некоторое время не могли нормально запустить трансляцию в Ютубе. Но в итоге всё заработало. Мы обязательно учтём все недостатки и замечания в будущем.
Какие самые яркие моменты форума вы можете отметить?
Самый яркий момент — это то, что очный форум вообще состоялся, несмотря ни на что. Яркие выступления, яркие люди, яркие знакомства и идеи.
Можете ли вы по итогам форума сделать какие-то выводы об изменениях в преподавании русского языка как иностранного за прошедший год?
Появилось много онлайн-ресурсов. Коллеги стали более квалифицированы в онлайн-преподавании - жизнь заставила. Многие преподаватели продолжили создавать новые учебники и пособия, при этом с оглядкой на требования времени— современный дизайн, приспособленность к онлайн- и смешанному обучению, ориентацию на новые целевые аудитории, на детей мигрантов, например. В целом можно сказать, что РКИ переживает один из самых динамичных периодов своего развития.
Как часто вы планируете организовывать такой форум? Когда нам ждать следующий?
Мы планируем провести форум весной-летом 2022 года. Надеемся делать его ежегодно, как и было задумано несколько лет назад.