Самогон или домашнее вино: что выбирают россияне
Потребители домашнего алкоголя пристрастий не меняют.
АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:
Вадим Радаев, профессор, первый проректор НИУ ВШЭ.
Во многих исследованиях Россия привычно предстает как страна с выраженным северным стилем потребления алкоголя. Его характеризует высокий уровень общего потребления, чрезмерное преобладание крепких спиртных напитков, а также повышенная доля нерегистрируемого алкоголя, включая домашний. В составе последнего, как считается, безраздельно господствует традиционный русский самогон.
Тем не менее, исследование домашнего алкоголя*, проведенное Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, показало, что ситуация не столь однозначна. В качестве основного источника были использованы данные RLMS-HSE, где потребление самогона отслеживается с 1994 года, а в 2012 году исследовательской группой Лаборатории были впервые введены в анкету вопросы о потреблении домашнего вина, которое до этого систематически не изучалось.
Домашнее вино — конкурент самогону
В 2014 году домашний алкоголь предпочли 10% тех, кто пил за последние 30 дней. И в целом он составил 9,6% общего объема потребления в граммах чистого алкоголя, что следует признать значительной величиной. В структуре потребления домашнего алкоголя, в соответствии с ожиданиями, доминирует самогон (84% общего объема). Домашнее вино пили лишь 15,4%, а брагу и домашнее пиво — 0,9%.
Доли самогона, домашнего вина и браги в общем объеме потребления домашнего алкоголя за последние 30 дней, 2014 год
Источник: RLMS-HSE.
При анализе потребителей этих напитков нас ждет большая неожиданность. Доля любителей домашнего вина оказывается фактически равной доле тех, кто пьет самогон: 5,5% и 5,2% соответственно. Еще полпроцента пьющих респондентов отдают предпочтение браге. Иными словами, самогон и домашнее вино пьют примерно равное количество людей, но самогон при этом потребляется в больших масштабах, чем домашнее вино.
Доли потребителей самогона, домашнего вина и браги за последние 30 дней, 2014 год (%)
Источник: RLMS-HSE.
Чем выше градус, тем больше риск
Примечательно, что группы потребителей самогона и домашнего вина по своему составу почти не пересекаются. Лишь 3,5% предпочитавших домашний алкоголь пили оба напитка. Вдобавок, эти группы демонстрируют совершенно различные стили потребления.
Любители самогона чаще подвергают серьезному риску собственное здоровье. Они пьют спиртные напитки (и промышленного, и домашнего производства) в сравнительно бóльших количествах и в большей степени демонстрируют склонность к частому и чрезмерному их потреблению. Предпочитающие домашнее вино более склонны к умеренному потреблению, причем чаще используют алкоголь промышленного производства. Также употребляющие самогон чаще делают это в запрещенных местах, в то время как поклонники домашнего вина демонстрируют бóльшую законопослушность и более цивилизованные привычки.
Потребители самогона чаще обнаруживаются среди мужчин, представителей старшего возраста, респондентов с более низким уровнем образования и дохода. Их концентрация выше в сельских поселениях и неюжных регионах России. Любители домашнего вина по большинству данных параметров демонстрируют прямо противоположные черты, в очередной раз подчеркивая различия между двумя выделенными группами. Добавим, что полученные результаты при их проверке на данных 2012-2013 годов показывают относительную устойчивость во времени.
Доступность важнее цены
Какие факторы определяют, будет ли человек употреблять домашний алкоголь? Прежде всего это его доступность. Любители домашнего вина пьют чаще, если они производят его своими руками, а те, кто выбирает самогон — если они могут найти его у друзей и знакомых или приобрести на нелегальных рынках.
Рост розничные цены на алкоголь промышленного производства в 2011-2014 годах не оказал влияния на потребление домашнего алкоголя, выяснили исследователи. Социальные факторы, включая характеристики индивидов и окружающей их среды, оказываются важнее.
*Проект реализован Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ и был поддержан академическим грантом Международного альянса за ответственное потребление алкоголя (The International Alliance for Responsible Drinking, IARD). Сбор данных осуществлялся из средств Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Полная версия материала на русском языке готовится к публикации в «Журнале социологии и социальной антропологии».