Попытки высококвалифицированных специалистов повысить свое благосостояние не приносят успеха
Быть профессионалом – не значит быть финансово благополучным. В российских условиях доходы высококвалифицированных специалистов ненамного выше тех, у кого нет высшего образования. Ученые из ВШЭ оценили различные стратегии улучшения благосостояния и заключили, что ни одна из них не является эффективной. Свою работу социологи Наталья Тихонова и Екатерина Слободенюк представили на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Под профессионалами, или специалистами высшей квалификации, социологи понимают людей с высшим образованием, работающих на должностях, предполагающих именно такой уровень. Несмотря на то, что они должны быть в значительной степени застрахованы от рисков неблагополучия, в 2019 году около 6% российских профессионалов находились за чертой бедности, еще 15% – относились к группе малообеспеченных. Хотя за последние 20 лет эти доли заметно снизились – в 2000 году за чертой бедности жили более половины профессионалов, но все равно остаются высокими. В чем причина?
В российских условиях очень мала отдача от образования, то есть разница в зарплатах людей, получивших высшее образование и не получивших его
В абсолютных цифрах доходы этой группы также невелики и сравнимы с доходами квалифицированных рабочих.
Авторы работы использовали данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ НИУ ВШЭ), за 2000, 2011 и 2019 годы. К числу бедных авторы исследования относили тех, чьи доходы оказываются ниже регионального прожиточного минимума (рассчитанного с учетом структуры домохозяйств, наличия детей и других нетрудоспособных родственников). К малообеспеченными отнесли людей, получающих в качестве оплаты труда не более 1,5 прожиточных минимумов.
Екатерина Слободенюк
Факторы, влияющие на финансовое положение конкретного работника, исследователи объединяют в две группы. Первая определяет величину дохода. Она сильно зависит от типа поселения, отрасли и сектора экономики: профессионалы, работающие в больших городах, в IT и в частных компаниях, зарабатывают больше, чем работники схожей квалификации, занятые в сельской местности, в образовании и в организациях госсектора. Как отмечают авторы работы, самым значимым из этих факторов является тип поселения – в малых населенных пунктах меньше выбор рабочих мест для профессионалов, в основном это образование и здравоохранение, где доходы невелики, и реже встречаются крупные предприятия и организации, предлагающие хорошие зарплаты. Вторая группа факторов влияет на расходы: количество несовершеннолетних детей, других иждивенцев, состояние здоровья.
Учитывая неравенство доходов в разных регионах России и типах населенных пунктов, можно было бы ожидать, что переезд будет довольно популярным способом улучшить свое материальное положение. Однако доля профессионалов, решивших сменить место жительства в последние 10 лет, совсем небольшая – 2,5%, и она снижается. Для сравнения: в 1990-х их было около 5%. Исследователи видят причину в том, что для профессионалов выгоды от переезда, в первую очередь, прибавка к зарплате, не оправдывают издержки – расходов на переезд, потерь ресурса социальных сетей и неопределенность.
Второй способ повысить доходы – устроиться на вторую работу либо брать подработку. Как и переезд, вторичная занятость становится все менее популярной – в 2011 году около 8% профессионалов имели второе место работы, а в 2019-м – менее 5%. Одновременно она поменяла свой смысл.
Если в 2000-х на вторую работу устраивались, чтобы получать больше других, то сейчас – чтобы подтянуть заработок до средних значений
И чаще это делают те, у кого качество человеческого капитала очень высокое и кто имеет поэтому соответствующие возможности. Вторая работа значительно повышает нагрузку, сокращает количество свободного времени, но сейчас уже не гарантирует выхода из группы бедных или малообеспеченных, что делает ее менее привлекательной для большинства.
Третья стратегия повышения доходов – наращивание человеческого капитала, то есть переобучение, повышение квалификации, получение новых навыков и т. д. Но и этот путь остается неэффективным из-за низких отдач на образование.
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.
И еще один способ, который рассматривали исследователи, – смена места работы и/или специальности, не связанная с переездом. Зачастую эта мера может быть вынужденной, принимаемой ради сохранения занятости. При этом профессионалы, которые сменили только место работы, действительно добились роста дохода, но в основном это те, у кого качество человеческого капитала не очень высокое, и им для успешного трудоустройства оказались дополнительно необходимы какие-то иные факторы, в частности их социальный капитал. Большинство же тех, кто сменил и место работы, и специальность, остаются недовольны ни новым местом, ни зарплатой.
«Опираясь на все эти данные, мы приходим к нескольким ключевым выводам. Среди профессионалов достаточно широко распространены риски бедности и малообеспеченности ввиду низких заработных плат. Эти низкие заработные платы во многом становятся результатом структурных предпосылок, с которыми профессионалы вынужденно сталкиваются, и ключевая предпосылка – это поселенческое неравенство. При этом профессионалы мало что могут сделать – стратегии, к которым они могли бы прибегать, оказываются неэффективными и становятся все менее и менее распространенными», – подвела итог соавтор исследования, доцент департамента прикладной экономики Екатерина Слободенюк.