В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
В серии препринтов Издательского дома ВШЭ WP3 "Проблемы рынка труда" опубликована работа заместителя директора ЦеТИ Ростислава Капелюшникова "Отдача от образования в России: ниже некуда?".
В работе делается попытка представить максимально широкий спектр оценок отдачи от образования для России, введя в научный оборот ряд новых источников микроданных, которые до сих пор оставались вне поля зрения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Практически все существующие для России оценки были выполнены на данных единственного источника – Российского мониторинга здоровья и экономического положения населения (РМЭЗ ВШЭ). Согласно этим данным, начиная с середины 2000-х годов отдача от образования в России неуклонно снижалась и к концу 2010-х годов опустилась до аномально низких значений. В работе тезис о сверхнизкой «окупаемости» российского образования подвергается эмпирической проверке с использованием микроданных трех альтернативных обследований, регулярно проводимых Росстатом. Согласно этим источникам, отдача от образования в России достигает в настоящее время 12–13%, что выше оценок по РМЭЗ. Обучение в вузе увеличивает заработки примерно вдвое (так что премия за высшее образование приближается к 100%) и даже обучение в ссузах обеспечивает прибавку к заработкам порядка 20–30%. Альтернативные обследования свидетельствуют также, что на протяжении последних пятнадцати лет отдачи от образования в России оставались стабильно высокими и, следовательно, никакого тренда к снижению экономической ценности образования не наблюдалось. Это позволяет отвергнуть популярный сегодня среди исследователей тезис о сверхнизкой «окупаемости» российского образования.