Российский средний класс экономит на себе, но не на детях
Представители среднего класса чаще экономят на развитии собственного человеческого капитала, отдавая приоритет «инвестициям в детей», в частности, образованию. Об этом свидетельствует исследование Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ.
Заведующая Центром анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Алина Пишняк и сотрудницы центра Александра Горяйнова, Елена Назарбаева и Наталья Халина изучили инвестиции среднего класса в платные медицинские и образовательные услуги. Результаты они изложили в статье, опубликованной в журнале «Вопросы экономики».
Алина Пишняк
Авторы использовали данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ ВШЭ), отражающие динамику потребления средним классом в 2000 - 2017 гг. платных услуг, затрагивающих развитие человеческого капитала. Объем выборки постепенно рос: число опрошенных домохозяйств колебалось от 3319 в 2000 г. до 7115 в 2017 г., а индивидов — от 9009 до 18 954.
Одновременно авторы провели опрос 2715 респондентов старше 18 лет, которые должны были отвечать по крайней мере двум из трех критериев принадлежности к среднему классу: иметь высшее образование (или незаконченное высшее при условии обучения на момент опроса); давать оценку собственного дохода не ниже 4 баллов по шкале субъективной оценки материального положения домохозяйства (шкала от 1 до 6, где 1 — у нас не хватает денег даже на еду, а 6 — у нас нет никаких финансовых затруднений); и работать на позициях руководителей, предпринимателей, самозанятых, специалистов и служащих или квалифицированных рабочих.
Наиболее востребованными у всех групп населения оказались платные образовательные услуги для детей. При этом средний класс использовал их вдвое чаще, чем представители других групп. В 2000 г. такие услуги оплачивали 28% семей среднего класса, 18% его периферии (тех, кто отвечает только одному критерию из трех для того, чтобы считаться собственно средним классом) и 12% семей, не относящихся к нему, в 2017 г. – 33%, 21% и 16% соответственно.
Домохозяйства среднего класса также опережают периферию и другие семьи по доле тех, кто пользовался платными медицинскими услугами в последние 30 дней опроса. У среднего класса этот показатель незначительно увеличился – с 5 до 6%, а у периферии и менее обеспеченных слоев населения он снизился с 4 до 3,5%. Наиболее значительные различия, начиная с 2015 г., отмечены в потреблении платных услуг в стационарах, стоимость которых оказалась слишком высокой для большинства россиян.
Разные слои населения существенно отличаются в использовании образовательных услуг для взрослых. В 2000-2017 гг. доля их пользователей в среднем классе выросла с 5,6 до 9,3%, периферии – с 2,6% до 4,7%, в группах, не входящих в средний класс – с 1 до 2%. Понятно, что средний класс имеет больше материальных возможностей для учебы, но главным мотивом получения образования стало осознание важности развития человеческого капитала.
Опрос показал, что почти половина среднего класса (49,3%) в последние три года (периода, в который проводился опрос) не предпринимала практических действий, чтобы повысить уровень собственного образования, причем три четверти не видели в этом необходимости
Получается, что представители среднего класса не всегда считают рост своего человеческого капитала, в том числе образования, возможностью увеличить свои доходы. Вероятно, поэтому услуги, потребление которых можно отнести к инвестициям в человеческий капитал, не входят в число самых популярных. Чаще всего представители среднего класса оплачивали посещение развлекательных и спортивных мероприятий (76,3% опрошенных), туристические услуги (51,9%) и амбулаторное лечение (46%). Дополнительные занятия взрослых и школьников представители среднего класса оплачивали вдвое реже, чем медицинские услуги (22,7 и 22,3% соответственно), а профессиональное обучение взрослых – втрое реже.
Авторы отмечают, что низкодоходные группы среднего класса, которые могут не попадать в его ядро, показывают относительно высокий уровень вложений в образование детей.
Учитывая, что инвестиции в человеческий капитал обладают высоким потенциалом для повышения уровня жизни населения в целом, важно оценить их распространенность в разных, в том числе низкодоходных групп населения. По расчетам авторов, инвестиции в человеческий капитал взрослых более распространены у проживающих в городах с численностью населения от 0,5 млн до 1 млн жителей. Вложения в человеческий капитал детей ярче выражен у проживающих в городах-миллионниках, как и расходы на досуг и качество жизни. Жители крупнейших городов в целом отличаются более выраженными инвестициями в качество жизни. В городах численностью населения до 1 млн человек на первый план выходят инвестиции в здоровье.
Это позволяет выдвинуть гипотезу, что при наличии финансовых ограничений взрослые представители среднего класса чаще экономят на собственном человеческом капитале, отдавая приоритет «инвестициям в детей».
Последнее важно, поскольку вклад родителей в человеческий капитал детей будет иметь отложенный эффект и может повлиять на доход семьи и ее социальный статус в будущем.
Алина Пишняк рассказала, что в период пандемии потребление среднего класса перестроилось. Но перемены объясняются, главным образом, введенными ограничениями на культурно-массовые мероприятия и поездки, в том числе, в другие страны. Такие выводы можно сделать, опираясь только на результаты опросов фокус-групп, поэтому оценить ситуацию в цифрах сейчас невозможно.
Очевидно, что снижение потребления разных групп среднего класса отличается из-за разного масштаба снижения доходов.
Потери части среднего класса, представленной индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, оказались весьма значительными.
В текущем кризисе предприниматели чуть ли не впервые в новейшей истории в общественном сознании выглядят пострадавшей группой
Алина Пишняк отметила, что, по данным количественных опросов, вынужденная экономия (хотели что-то приобрести, но не смогли себе этого позволить из-за нехватки средств) в 2020 году почти не отличается от картины предыдущих лет. С одной стороны, некоторые виды расходов оказались невозможны в условиях локдауна, с другой стороны, все-таки бОльшая часть среднего класса представлена белыми воротничками и работниками бюджетного сектора, которые не потеряли доходов, оставаясь работать на прежних рабочих местах или уходили в дистанционную занятость.
Резюмируя результаты исследования, авторы подчеркивают неоднородность среднего класса и различие в инвестиционном поведении групп, входящих в его состав. Акценты расходов на образование и развитие детей и взрослых, улучшение качества жизни и поддержание здоровья различается для представителей среднего класса в зависимости от уровня благосостояния и дохода, типа населенных пунктов и состава семьи. Обобщенный средний класс демонстрирует бОльшую заинтересованность в инвестициях в человеческий капитал, чем население страны в целом. Периферия среднего класса существенно отстает от него по потреблению платных услуг, однако повторяет тренды обобщенного среднего класса, особенно в части инвестиций в человеческий капитал детей.
Вложения в человеческий капитал, как взрослых, так и детей, отмечают авторы исследования, тесно связаны с уровнем материального положения семей. Более обеспеченные домохозяйства в большей степени склонны к инвестициям в образование, здравоохранение и качество жизни, причем средний класс действительно отличается сравнительно высокими стандартами потребления платных услуг. Практики инвестиций в человеческий капитал в первую очередь характерны для ядра среднего класса, но и находящиеся на его периферии, стремятся к данным стандартам жизни и инвестиций (в том числе детей), хотя не всегда могут позволить себе их использование из-за материальных ограничений.