Семинар «Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда»
23 апреля состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда».
Докладчик: Ксения Рожкова, стажер-исследователь ЛИРТ НИУ ВШЭ.
На протяжении долгого времени экономическая литература рассматривала интеллектуальные способности индивида как основной фактор его результатов на рынке труда. Влияние когнитивных способностей на процесс формирования человеческого капитала давно служило объяснением различий в продуктивности индивидов и соответствующего этой продуктивности уровня доходов. Однако наличие существенной необъясненной зарплатной разницы между индивидами после контроля традиционных компонент человеческого капитала привело к поиску альтернативных объяснений. Одним из таких объяснений могут быть некогнитивные характеристики - сравнительно устойчивая манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах.
Целью исследования является оценка отдачи на некогнитивные характеристики на российском рынке труда для различных социально-демографических и профессиональных групп и определение возможных механизмов воздействия некогнитивных навыков на показатели рынка труда. Для российского рынка труда подобная оценка проводится впервые. В работе используется база данных RLMS-HSE за 2016-2017 годы. Данные включают в себя подробную информацию о социо-демографических показателях, некогнитивных навыках, уровне доходов и характеристиках, связанных с рабочим местом. В итоговую выборку включены мужчины и женщины в активном трудовом возрасте от 20 до 60 лет. Отдача на «большую пятерку» личностных характеристик оценивается с помощью уравнений минцеровского типа. Предварительные результаты показывают наличие связи между некогнитивными навыками, вероятностью занятости и величиной доходов для всех социо-демографических профессиональных групп. Наиболее стабильными с точки зрения зарплатной отдачи являются категории открытости и невротизма. Однако результаты разнятся в зависимости от рассматриваемой социально-демографической и профессиональной группы. Кроме того, измеряемый эффект от характеристик личности сопоставим с эффектом от традиционных компонент человеческого капитала, таких как образование.