Все меньше россиян могут позволить себе дорогостоящие покупки
Экономический кризис изменил самооценки покупательских возможностей жителей РФ. Доля тех, кому по карману дорогие товары и услуги, сокращается, свидетельствуют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE).
Самыми быстрыми темпами уменьшается количество граждан, способных оплачивать учебу детей в вузах. В 2015 году их доля составила 30%, снизившись за пять лет на 10%, говорится в новом выпуске Вестника RLMS-HSE.
Немногим более 14% россиян позволяют себе сразу приобретать дорогие товары или откладывать деньги на крупные покупки (автомобиль, дачу, мебель, ювелирные изделия). За три года (2012–2015) их удельный вес сократился на 2,7%.
В 2015-м почти 58% (из тех, к кому это относится) располагали возможностью финансировать дополнительные занятия своих детей в музыкальных школах, спортивных секциях, творческих кружках. Для сравнения в 2013 году – около 64%.
С 7,2% (2014 г.) до 6,4% (2015 г.) уменьшилась доля полагающих, что их семьи могут радикально улучшить жилищные условия – купить квартиру, комнату, коттедж и т.п.
В 2005-2014 годах на 9,6% вырос удельных вес тех, кто позволяет себе семейный отдых за границей. В 2015-м показатель впервые за 10 лет серьезно упал: с 15,4% (2014 г.) до 12,2%. Отрицательно сказались рост стоимости зарубежного отдыха и сокращение доходов граждан.
На фоне снижения популярности загранпоездок повысился интерес к внутреннему туризму. Но по мере нарастания кризиса цены поднялись и здесь, а экономическая нестабильность заставила пересматривать отпускные планы в пользу дома или дачи. «В итоге низкая платежеспособность населения не позволила в полной мере поддержать развитие внутреннего туризма, который рассматривается в качестве одного из источников экономического роста», - говорится в мониторинге.