Повышением квалификации озабочены лишь работники умственного труда
Перспектива повышения квалификации в России зависит не только от занимаемой сотрудником должности, размера компании и специфики локального рынка труда, но и от структуры рабочих мест. Активнее всего улучшают свои навыки квалифицированные работники, занятые нефизическим трудом, бюдж етники, а также те, кто удовлетворен возможностями профессионального роста. Низкоквалифицированные кадры, занятые в частных фирмах, фактически исключены из системы повышения квалификации, выяснил в ходе исследования доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Василий Аникин.
В развитых постиндустриальных странах повышение квалификации является неотъемлемым свойством профессий. На протяжении всей жизни человек учится, получает дополнительное образование, приобретает новые способности и навыки, повышает свой профессиональный уровень. Это позволяет подниматься по карьерной лестнице и увеличивать размер оплаты своего труда. По крайней мере, так гласит теория постиндустриального общества, которая обобщает тенденции развитых стран за последние 30-40 лет.
В странах «затянувшегося перехода», таких как Россия, находящихся на позднем этапе индустриализации и обозревающих серьезные трудности перехода к постиндустриальной модели социально-экономического развития, повышение квалификации и профессиональный рост работников не до конца встроены в производственный процесс компаний. При этом дополнительные инвестиции в человеческий капитал достаточно гибко реагируют на сложившуюся в экономике структуру рабочих мест, а также на разброс зарплат внутри профессиональных групп, что и было показано доцентом департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Василием Аникиным. Автор также выяснил, какова роль других факторов, влияющих на вероятность повышения квалификации в России.
Результаты исследования были представлены на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ в докладе «Повышение квалификации как свойство профессиональных групп в странах с поздне-индустриальным типом экономики на примере России».
Базой для построения многоуровневой регрессионной модели и ее оценки стали репрезентативные данные RLMS-HSE (РМЭЗ) за 2012 год. Были проанализированы сведения о 7,5 тысяч россиян, занятых на рабочих местах в структуре из 340 профессиональных групп. В качестве дополнительных факторов повышения квалификации проверялась значимость влияния таких характеристик как пол, возраст, тип поселения, место в производственных отношениях и специфика рабочего места, обладание навыками, значимыми для экономики знаний (работа на компьютере и использование иностранного языка в работе), психологическое ощущение своего здоровья и оценка уровня своей профессиональной квалификации.
Профессиональный статус влияет на желание учиться
Как выяснил автор исследования, повышение квалификации в России зависит от структуры рабочих мест. Для всех категорий занятых, начиная с офисных работников средней квалификации и заканчивая представителями неквалифицированного физического труда, характерна практически нулевая вероятность повышения квалификации.
При этом среди управленцев, специалистов высшей и средней категории (помощников специалистов) наблюдается крайне высокий разброс вероятности повышения квалификации (от почти нулевой до 20%). «Это является существенным структурным ограничением нашей страны на пути к модернизации, поскольку в развитых постиндустриальных странах среди умственного труда наблюдается однородная и в среднем более высокая вероятность повышения квалификации», - подчеркнул Аникин.
Социально-демографических зависимостей, связанных с полом, возрастом и типом поселения, Аникин не обнаружил. Но он выявил, что эти характеристики оказываются крайне значимыми в рамках укрупненных профессиональных классов, которые уже начали формироваться в современной России, и оказывать определяющее влияние на формирование жизненных шансов работников и их социально-экономических перспектив на рынке труда в долгосрочной перспективе.
Также автор исследования выявил положительное влияние субъективной оценки работником возможностей своего профессионального роста и факта использования им компьютера в работе на вероятность повышения квалификации. Это показывает, что работодатели ценят и создают условия для развития базовых навыков рабочей силы, характерных для экономики знаний.
Регрессионная оценка модели показала, что переработки (более 8 часов в день) имеют скрытый положительный эффект – они увеличивают вероятность дополнительного обучения на курсах повышения квалификации, в том числе оплаченных работодателем. Более того, в бюджетном секторе эта вероятность выше, что согласуется с результатами предыдущих исследований.
Примечательно, что фактор задержек зарплат нивелирует инвестиции как компаний, так и самих работников в развитие человеческого капитала. Этот результат подчеркивает негативные последствия возросшей за последние годы эксплуатации на рабочих местах, причем во всех типах организаций, что требует дополнительных и более активных мер со стороны государства и профсоюзов для обеспечения более скорого перехода к постиндустриальной экономике.
См также:
Молодые инженеры верны профессии
Инновационная экономика требует нового мышления
Зарплата не влияет на производительность труда
Стартаперов мотивируют интересные задачи и комфортная среда
Вовлеченные сотрудники приносят пользу компании